Как правильно делегировать

Как правильно делегировать

Когда мы думаем о мужском руководстве, на ум приходят смелость, стойкость, энергичность и решительность. Мы думаем о мужчине, который уверенно управляет кораблем и ведет за собой других мужчин.

О чем мы часто не задумываемся, так это о делегировании, то есть об умении давать поручения и наделять полномочиями других. Способность мудро и эффективно распределить поручения — качество гораздо более незаметное, чем другие, и все же одно из самых важных для успеха руководителя. Менеджер ли вы, владелец собственного бизнеса, офицер в армии или просто работаете над школьным проектом, эффективное делегирование — одно из ключевых условий достижения поставленных целей.

Человек, который стремится самостоятельно контролировать все процессы, скорее всего, не уверен в себе и фактически не соответствует определению руководителя. Правильный руководитель — это администратор, который управляет временем, ресурсами и людьми. Руководитель не делает все сам, он выстраивает все эти элементы в определенном порядке на пути к успеху.

Почему делегирование так важно

Делегирование освобождает ваше время для решения действительно важных вопросов вашей деятельности/бизнеса/проекта. Слишком многие руководители, считая, что только они в состоянии сделать все правильно, настаивают на личном участии в решении всех вопросов. Они полагают, что этот в высшей степени практический подход хорош для бизнеса, потому что в этом случае они уверены, что все будет сделано как надо.

Но, по сути, руководитель должен нести ответственность за общее направление работы команды; он всегда смотрит вперед, управляет ходом работы и вносит необходимые коррективы, чтобы не сбиться с нужного курса. Закопавшись в мелких деталях, человек не имеет возможности видеть всю картину в целом и может вовремя не заметить, что миссия проваливается.

Хороший руководитель — не раб деталей; он использует свое драгоценное время для решения действительно важных вопросов. А это ведет к большему успеху, как для него самого, так и для и всей его организации.

Делегирование улучшает моральное состояние, повышает уверенность и производительность подчиненных. Босс, который взваливает на себя обязанности своих подчиненных и постоянно сует нос в то, что они делают, способствует возникновению чувства недовольства у людей. Они видят, что руководитель не доверяет им. И наоборот, боссы, которые наделяют своих работников важными полномочиями и свободой для их выполнения, способствуют проявлению новаторства своих сотрудников, повышает их удовлетворенность работой. Очень важно показать своим подчиненным, что доверяешь им.

Делегирование полномочий экономит время. Мало того что делегирование позволит вам сосредоточиться на более важных вопросах, оно просто дает вам больше времени в целом.

Некоторые руководители не верят в это. «Зачем тратить все это время на обучение кого-то, если я могу спокойно сделать это сам?» — спрашивают они. Это правда, что на обучение кого-то уйдет больше времени, но это в краткосрочной перспективе. К настоящей выгоде приводят инвестиции в будущее.

Старая поговорка гласит: «Дай человеку рыбу, и ты накормишь его на один день. Научи человека ловить рыбу, и ты накормишь его на всю жизнь». Вы можете каждый день тратить 20 минут, выполняя какую-то работу вместо своего секретаря. За пять лет это составит 86 часов. Или можно один раз выделить 3 часа, обучить этому секретаря и никогда больше не тратить на это время.

Как делегировать эффективно

Выбирайте лучших людей. Секрет эффективного делегирования заключается в том, что оно начинается еще задолго до того, как вы вообще начнете распределять поручения. Все начинается с набора персонала. У вас должны быть люди, которые могут успешно, не хуже вас, выполнять возложенные на них обязанности. Выбирайте людей творческих, целеустремленных, которые способны работать без постоянных указаний.

Наделяйте полномочиями таким образом, чтобы люди охотно принимали назначение. Когда вы ставите задачу перед человеком, он встречает ваше решение либо с возмущением, либо с гордостью. Чтобы гарантировать последнее, никогда не перепоручайте людям то, что должны делать лично вы. Давайте поручения, когда у вас есть более важные дела. Не следует просто перепоручать какие-то неприятные поручения подчиненным. Мудрые руководители придерживаются правила, согласно которому никогда не нужно поручать другим то, что самому не хотелось бы делать.

Когда даете поручение, скажите человеку, почему вы выбрали его, и почему вы думаете, что его особые способности подходят для этого проекта. Похвала имеет большое значение, она даст человеку чувство нужности и ответственности.

Кроме того, не заводите любимчиков при делегировании обязанностей. Распределяйте задачи, исходя из способностей людей, а не из того, кто вам нравится или не нравится. Это будет вызывать только недовольство членов вашей команды, да и неудачно выбранный человек просто испортит ваш проект еще до того, как он начнется.

Применяйте единые стандарты. Руководители, которые жалуются, что их подчиненные не способны грамотно справляться с обязанностями, чаще всего виноваты сами. Они не дали людям четких указаний относительно того, что от них ожидается. Эти руководители сами не знают, чего хотят, и злятся, когда результат работы подчиненного оказывается не на должном уровне. Они знают, что им не нравится, но не могут сформулировать, чего они хотят.

Дайте подчиненному достаточно свободы для выполнения задачи. Когда вы даете поручение, вы оказываете доверие подчиненному. Постоянные проверки с вашей стороны покажут вашему подчиненному, что на самом деле вы не доверяете ему, и, таким образом, ослабите его моральный дух, что скажется на его производительности и способности к созиданию. Дайте человеку возможность успешно выполнить задачу и помните, что он не обязательно должен достичь поставленной цели точно так же, как вы достигали бы ее. Пусть он работает по-своему. Ведь вам как руководителю более важен результат, а не процесс. Не мешайте людям получать удовольствие от своей работы.

Периодически проверяйте ход работы. Предоставление достаточной свободы не означает, что вы вообще никогда не должны проверять выполнение обязательств. Периодически беседуйте с человеком, чтобы узнать, есть ли у него вопросы или проблемы, требующие решения.

Хвалите и стимулируйте материально. Когда вы просите других взять на себя ответственность, это не означает, что они должны взять на себя только определенную долю риска и тяжелой работы. Им также необходимо денежное вознаграждение и почет. Руководитель относится к своим подчиненным как к истинным партнерам, прислушивается к их мнениям и идеям и уважает их. Хороший руководитель понимает, что человек, непосредственно занимающийся каким-то делом, гораздо лучше разбирается в том, что происходит в доверенной ему сфере, и сам знает, что нужно делать.

Leave a Reply

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*