Мужская работа: пилот гражданской авиации

Мужская работа: пилот гражданской авиации

Многие люди боятся путешествовать по воздуху: если им приходится садиться в кресло самолета, отправляясь на отдых, в командировку, в гости к родственникам или друзьям, то они нервничают, вцепляются в кресло самолета и облегченно вздыхают, когда, наконец, снова оказываются на твердой земле. Иные, напротив, к полету относятся с восторгом, воспринимая его как возможность чуть ли не волшебно перенестись по воздуху в иную точку земного шара, а если самолет встретится с воздушными ямами (то есть, как это называется по-научному, попадет в зону турбулентности), так заодно и «покачаться на воздушных качелях». Объективно вторые ближе к истине — ведь авиация, по статистике, является весьма безопасным видом транспорта.

Сами пилоты, разумеется, к возможности летать тоже относятся позитивно — иначе вряд ли выбрали бы эту профессию. Для них перемещение по воздуху — это и жизненное призвание, и просто работа. Не всегда легкая, но зато очень нужная людям, которым требуется попасть (или доставить грузы) в то место, куда слишком долго, а подчас и вообще невозможно добраться иными способами.

Задача пилота — управлять самолетом или вертолетом так, чтобы он оказался в нужное время в каждой из расчетных точек траектории полета. Для этого он выбирает режимы работы двигателей, с помощью органов управления координирует движения воздушного судна как в горизонтальной (вправо-влево), так и в вертикальной (вверх-вниз) плоскостях. Он опирается на наблюдение за обстановкой в воздухе, показания приборов, команды наземных диспетчеров.

Важное значение имеет и субъективное чувство полета, которое складывается из восприятия звука двигателей (опытные пилоты определяют на слух малейшие изменения в режиме их работы), ускорения/замедления и крена, вибраций самолета. На наиболее современных воздушных судах (таких, например, как российские ТУ-214 и ИЛ-96 или европейский А-380) управление в значительной мере автоматизировано, и пилоты не столько «рулят» ими, сколько контролируют работу электроники.

На больших воздушных судах работает не один пилот, а экипаж, чаще всего включающий четырех членов, от слаженности действий которых зависит безопасность полетов. Командир координирует их работу, принимает основные решения, пилотирует самолет на наиболее ответственных участках пути (взлет и набор высоты, снижение и посадка, столкновение с атмосферным фронтом и т. п.).

Второй пилот управляет самолетом на более простых участках пути, а также готов в любую секунду заменить командира и принять на себя управление при возникновении каких-либо проблем. Штурман отвечает за траекторию движения воздушного судна, рассчитывает его курс. Бортинженер следит за исправностью и бесперебойной работой всех систем, контролирует заправку и загрузку самолета. На небольших самолетах, где экипаж меньше, пилоты совмещают часть этих функций, а иногда и все.

Профессия предъявляет повышенные требования к здоровью, для ее получения нужно пройти строгую медкомиссию. Противопоказаний довольно много, одно из самых распространенных — склонность к укачиванию, связанная с особенностями работы вестибулярного аппарата (тем, у кого кружится голова или возникает тошнота на разного рода качелях-каруселях или, тем более, в транспорте, профессия не подходит). Летчики регулярно проходят медицинские осмотры и могут быть отстранены от работы в случае возникновения проблем со здоровьем.

Получить профессию можно в училищах и академиях гражданской авиации; образование пилотов может быть как средним специальным, так и высшим (квалификация «инженер-пилот»). Во многих зарубежных странах популярен и другой путь в эту профессию: человек в частном порядке проходит занятия в летной школе (разумеется, оплачивая их), летает положенное количество часов под руководством инструктора, после чего получает лицензию пилота и предлагает свои услуги авиакомпаниям.

Спрос на рынке труда в настоящее время довольно высокий, этих специалистов в России не хватает, так как количество авиаперевозок постоянно растет, к тому же пожилые летчики уходят на пенсию быстрее, чем на смену им приходит молодежь. Особенно ценятся пилоты, умеющие работать на современных воздушных судах зарубежного производства, таких как Boeing и Airbus.

Карьерные перспективы: стать командиром воздушного судна, работать на международных рейсах, перейти на административные должности в авиапредприятии, стать инструктором-наставником для молодых пилотов.

Leave a Reply

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*