Призвание: необходимость непродуктивной работы

Призвание: необходимость непродуктивной работы

Любое настоящее призвание можно сравнить в некоторой степени с искусством. То есть, в любом настоящем призвании каждый день возможен рост, если работа выполняется честно. А это и есть смысл искусства. Единственное высшее искусство — искусство жить, и призвание обретает свой смысл как одна из сторон этого высшего искусства.

В большинстве профессий так много скучной рутинной работы, что в деятельности одного дня трудно заметить существенный рост. Продать несколько килограммов мяса, совершить ежедневный обход больных, среди которых больше тех, кто просто считает себя больным, подготовиться к судебному процессу, написать проповедь для паствы, которая не будет слушать и которая каждую неделю требует, чтобы проповедь была короче — все это кажется мартышкиным трудом.

Но именно такая работа, выполняемая с хорошим настроением и отдачей, изо дня в день, наполняет человеческий дух самыми благородными элементами культуры. Что же мы подразумеваем под словом «культура» — эзотерические знания или некое украшение жизни? Конечно, нет. Ее основными элементами являются: верность поставленной задаче, тренированная воля, которая не пасует перед препятствиями, несгибаемое мужество в тяжелых ситуациях, спокойствие, которое сохраняется на фоне мелких жизненных передряг, видение идеала в далеком будущем. Эти основные элементы культуры закладываются в духовное начало мужчины или женщины благодаря преданному отношению к непродуктивной подготовительной работе изо дня в день.

Кроме того, есть почти универсальная оптическая иллюзия в отношении работы: каждый из нас полностью осознает неизбежность непродуктивной работы в своем призвании и знает, что ее нужно выполнять. Что касается работы других людей, то мы видим только конечный продукт. Таким образом, мы склонны преувеличивать ситуацию с непродуктивной работой в своей профессии и завидовать более простой и приносящей счастье, как нам кажется, работе других. Вы сидите в зрительном зале, и какой-нибудь виртуоз игры на фортепиано повергает вас в пучину возвышенных эмоций. Вечер музыки подходит к концу, наступает момент благоговейного молчания, а затем раздаются бурные аплодисменты. Вы идете домой, восклицая: «Что за гений!» O да, это гениально. Кто-то определил гениальность как способность выполнения тяжелой работы. Это понятие включает в себя многое другое, но никакой талант ни к чему не приведет без способности справляться с тяжелой работой. И когда вы слушаете готовое искусство гения, вы не думаете о том, сколько дней и ночей он трудился, чтобы овладеть техникой своего искусства, и воспринимаете его дар как естественный порядок вещей.

То, что на наш взгляд делается легко, стоит больших вложений и жертв, причем постоянно. Когда люди работают с изнурительной интенсивностью, опираясь на постоянно пополняемые жизненные знания, они работают с наибольшей легкостью. Этот мир не лотерея, где вы берете билет и либо выигрываете, либо проигрываете. Это серьезный бизнес, где вы не добьетесь ничего стоящего без напряженного подготовительного труда в течение многих дней и ночей. А то, что легко приходит, легко и уходит. Чтобы иметь деньги, вы должны заработать их, а иначе вы не узнаете ни их ценности, ни того, как их правильно потратить. Чтобы иметь знания, вы должны заработать знания. Даже блестящий студент, который учит только перед экзаменами и получает довольно хорошие оценки, часто проигрывает в медленной гонке жизни бездарному труженику, который все время добросовестно шагал по трудному пути.

Говорят, что Евклида, основоположника самой ранней из наук, геометрии, однажды позвали учить египетского царя своей новой науке. Он начал с определений, аксиом и теорем, и царь возмутился: «Фараон должен учиться как обычный раб?» Евклид, который хорошо знал, что нужно делать, чтобы изучить науку тщательно и до конца, ответил: «Королевской дороги к познанию геометрии не существует». Мы можем сделать это высказывание более универсальным: не существует королевской дороги к чему бы то ни было стоящему на земле, и возможно, на небе тоже, кроме одной широкой, открытой трассы, где не требуется оплата, но предполагается усердный, последовательный, пусть даже непродуктивный, но необходимый подготовительный труд. Бенедикт Спиноза завершил свое философское сочинение «Этика» словами: «Но все прекрасное так же трудно, как и редко». А мы можем добавить, что редко оно именно потому, что трудно.

Leave a Reply

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*