Героическое образование

Героическое образование

У стоиков прошлого было изречение Nihil mirari — «Ничему не удивляться». Смысл его прост. Оно означает, что мы не должны позволять себе пугаться чего-то или смущаться. Мужчина должен сохранять самообладание и быть самому себе хозяином, независимо от всех впечатлений, которые он получает. Это, конечно, хорошее правило, учитывая непостоянство наших настроений и невротические тенденции времени. Такое изречение действует как успокаивающая и освежающая ванна — взгляд становится яснее, руки сильнее, шаг бодрее. Давайте будем чаще вспоминать это древнее высказывание, которое успокаивало многих и поддерживало их мужество в лихую годину, буквально говоря им следующее: «Сохраняй спокойствие, имей мужество, будь мудрым, и все будет хорошо!».

Есть еще один вариант перевода этого изречения, но он не слишком удачный. Наши современники признают афоризм Nihil mirari, но переводят его как «Не надо ничем восхищаться». Если бы такой вариант перевода предложили пожилые люди, мы бы не стали критиковать их. Они устали от жизни, их старым органам все кажется старым; они утратили способность восхищаться, так же как утратили слух, сон и аппетит. Но ничем не восхищаться нам советуют молодые мужчины. Восхищение чем бы то ни было кажется им унизительным. Широко открывать глаза и смотреть на людей и вещи с удивлением — это все очень хорошо для детей, которые верят всему, что видят. Такие эмоции нужно оставить в детстве, забыть о них, как мы забываем свои пеленки, наряды и все игрушки своего младенческого возраста. Мужчина не должен ничем восхищаться. Ничто не должно удивлять или волновать его. Чтобы восхищаться, нужно быть простофилей, позволить обмануть себя. Серьезный молодой человек не должен ставить себя в нелепое положение. В любой ситуации он должен уметь внушительно сказать: «О, я знаю, это старая история». Устать от всего, еще не испытав ничего — вот позиция, принятая таким молодым человеком. Тот, кто меньше всех восхищается, считается человеком с сильным духом, и им самими восхищаются. Ибо если ты чувствуешь восхищение, то у тебя рабский склад ума, но если восхищаются тобой, то это самая благородная из всех прелестей жизни. Вот такая тенденция распространилась среди молодежи, чей идеал — не иметь идеала. А отсюда один шаг до неуважения чего бы то ни было и кого бы то ни было.

Эта тенденция принижения и насмешек — обычное явление в наше время. Одним из проявлений этой нежелательной тенденции является то, что мы охотнее собираемся вместе, чтобы осудить, раскритиковать что-то, нежели прославить или отдать дань уважения великому человеку.

Мы живем благодаря уважению и погибаем из-за насмешек. Платон изгнал музыкантов из своего государства, потому что он ошибочно полагал, что музыка лишает мужчину мужества. Давайте прогонять насмешников, сберегая при этом восхищение, уважение и энтузиазм во всех их формах, как элементы здоровой нравственности и источник сильной воли.

Кто такой герой? Это, как правило, человек более внушительного роста и телосложения, чем его товарищи, который живет более насыщенной жизнью, чем большинство, который сосредоточивает в уме и сердце чаяния целой эпохи и дает всему этому мощное проявление. Либо это может быть человек, который возносится над толпой, чтобы совершить одно дело, но это дело настолько большое и великое, что увековечивает его в памяти людей.

Когда мы изучаем историю человечества, мы видим, что в начале каждого великого движения появлялись герои. Их пример заразителен; от них исходили многие добродетели и наполняли других. Это их привилегия пробуждать энтузиазм, надежду и свет. В безнадежные времена они были спасителями, ведущими за собой, первооткрывателями, чистыми и благородными жертвами, которые умирали за справедливость и истину, чтобы проложить путь для других. Но какое влияние они будут иметь, если не будут вызывать у нас уважение, восхищение и энтузиазм? Благодаря тому, что мы восхищаемся ими, мы способны воспользоваться их добродетелями. Все, что относится к герою, относится ко всему героическому, независимо от того, в какой степени. Все выдающееся, красивое, чистое и святое проникает в наши сердца благодаря уважению и восхищению. Это своего рода органы чувств, с помощью которых мы воспринимаем высокую сущность души.

Пора положить конец этому предрассудку, этому враждебному пессимизму, распространяемому прессой и литературой, согласно которым в мире не осталось ничего хорошего. Приверженцы этого предрассудка настолько уверены в своей правоте, что когда они встречают на своем пути мужчину с широкой и щедрой душой, они предпочитают приписать ему низкие мотивы. В результате большинство из них все более склонны видеть в мире только воров и жуликов, и, похоже, только и ждут удобного случая, чтобы самим стать такими.

Но добро существует. Предположим, вы присутствуете на большом собрании, в большом зале, и ваш сосед вдруг говорит вам: «Вы знаете, что все здесь гнилое — пол под нами, галереи, колонны, стены?». Вы поверите тому, что он вам сказал? Не придет ли вам на ум возражение: «Как может такое прогнившее здание выдержать вес огромного количества людей? Должны же тут еще остаться крепкие балки, стены и колонны». Так обстоит дело и в человеческом обществе. Доказательством того, что хорошие элементы все еще существуют, является тот факт, что это общество еще существует. Если бы в мире остались только нечестные кассиры, продажные писатели, лицемерные священники, подкупные полицейские, мужчины без совести, женщины без скромности, разобщенные дома, неблагодарные дети, развратная молодежь, мы бы уже давно были погребены под собственными руинами.

Где это добро? Мы должны искать его. Тот, кто ищет и способен видеть его, найдет его.

Правда в том, что никто не имеет ни малейшего представления о том, сколько хороших людей живет рядом с нами. Количество терпеливо вынесенных страданий, прощенных обид, бескорыстных усилий невозможно сосчитать. Этот мир полон неведомого великолепия, как глубокие гроты, освещенные волшебной лампой Аладдина. Это резерв будущего, это бесшумные потоки, которые текут под землей, и без которых источники добра давно истощились бы, и мир вернулся бы к варварству. Счастлив тот, кто может исследовать священные глубины. Есть люди, наделенные такой простой щедростью, таким естественным бескорыстием, что рядом с ними чувствуешь себя маленьким, незначительным и недостойным. Но это целебное чувство, возвышающее нас. Что может быть лучше для молодого человека, чем чувствовать себя маленьким и незначительным в окружении правды, самопожертвования и чистой доброты? Если он тревожится, недоумевает, грустит, плачет, если его жизнь кажется ему детским рисунком в сравнении с холстом великого мастера, тем лучше для него. Эта скромность говорит в его пользу и ставит его на путь прогресса. Говорят, что молодые соловьи, чьи голоса еще не сформировались, очень плохо чувствуют себя в присутствии птиц постарше, которые наполняют летнюю ночь своими трелями. Услышав их, они перестают петь, и молчат очень долго. Это не зависть и не вредный характер. Идеал приводит их в замешательство. Они слушают, они опьянены мелодией, и, возможно, думают своими маленькими птичьими мозгами: «Я никогда не сравнюсь с тобой!». Но это их так вдохновляет, что, в конце концов, они сами заливаются чудесной трелью.

Leave a Reply

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*