О мужской верности

О мужской верности

В своей книге «Ад», являющейся первой частью «Божественной комедии», Данте совершает аллегорическое путешествие по девяти кругам ада. Вместе с Вергилием в качестве гида он проходит через девять концентрических кругов, в каждом из которых обитают все более злостные грешники. Данте прокладывает свой путь через лимб, похоть, обжорство, жадность, гнев, ересь, насилие и обман, пока, наконец, не оказывается в центре вселенной, в самом нижнем кругу ада. Здесь находятся самые худшие из грешников за всю историю человечества — те, которые виновны в измене и предательстве. Эти изменники обречены на вечное заточение во льду. А худших из худших — Брута, Кассия и Иуду — беспрестанно терзают зубы Сатаны.

Почему при таком разнообразии грешников Данте выделил предателей как худших из худших?

Хотя те нити, которые объединяли общество на протяжении веков, стали намного тоньше, в наш современный век верность по-прежнему обеспечивает их прочность. Именно благодаря верности все в мире продолжает функционировать. Мы не могли бы проводить деловые встречи и строить личные отношения без нее. Верность — это когда мы говорим, что сделаем что-то, и делаем это. Это надежда на то, что честность, с которой мы изначально относимся к кому-то, выдержит испытание временем.

Верность объединяет нас. Мы живем по согласованным нормам, которые управляют нами изо дня в день. Мы должны знать, на кого мы можем рассчитывать. Мы все понимаем, что в идеале друзья должны помогать друг другу, влюбленные оставаться верными, а компаньоны по бизнесу не жульничать. Когда кто-то предает, он нарушает эти ожидания и ослабляет доверие, сплачивающее нас.

Однако современное общество явно устало от такой добродетели, как верность. Проблема в том, что у каждой истинной добродетели есть ложный двойник. Бережливость может стать скупостью, твердость — упрямством, смирение — пассивностью. А верность может превратиться в слепое повиновение. Критики верности ссылаются на Германию при Гитлере или Китай при Мао и спрашивают: «Разве все эти злые деяния не были совершены обычными людьми из чувства верности?»

Но верность, которую требуют такие режимы завоевателей и угнетателей, не настоящая. Верность нельзя потребовать. И, несмотря на то, что ее можно использовать и во вред, и во благо, этот факт не умаляет ее достоинств.

Что такое верность?

Как и мужество, честность и личная ответственность, верность — одно из основных мужских достоинств. Но, как и другие возвышенные черты характера, ее проще описать не с помощью слов, а с помощью примеров. Верность присуща солдату, который не оставит раненого товарища и поможет ему добраться до безопасного места. Мы можем наблюдать это качество в знаменитом человеке, который не обделен женским вниманием, но никогда не изменяет своей жене. И в религиозном мученике, который предпочитает смерть отречению от веры. И в человеке, который продолжает дружить со своим другом детства, хотя, казалось бы, теперь у них мало общего.

Основа истинной верности — нечто большее, чем личность. Она должна опираться на принципы, а не на людей. Будь верен не своему приятелю, а идее братства и дружбы. Будь верен не своей жене, а идее любви и супружества. Будь верен не своей сестре, а священным семейным узам.

Вот такие неизменные принципы должны быть основой вашей верности. Верность, стоящая на якоре неизменных ценностей, останется непоколебимой, даже если произойдет смена людей и поколений.

Чему мы должны быть верными?

Мы часто думаем о верности как о мрачном долге, но причины, побуждающие нас к верности, должны завораживать нас и овладевать нами, находить в нас отклик и укреплять наш дух. Они не обязательно должны быть продиктованы нашим положением или традицией, их можно придумать. Выберите причины, отражающие ваши желания, и согласуйте их с вашими основными ценностями и идеалами. В результате они настолько овладевают и умом, и сердцем, что вы почувствуете желание пожертвовать чем угодно, лишь бы оставаться верным и честным.

Ослабление верности

Во времена, когда индивидуальность и личная свобода являются дежурными ценностями, верность не особенно популярна. Наше в высшей степени потребительское общество превратило нас в нацию покупателей, и это относится не только к коммерческим товарам, но и ко всем аспектам нашей жизни. При таком огромном выборе всего — от шампуней до профессий — нас учат, что счастье — это удовлетворение потребностей в максимально возможной степени. Мы постоянно охотимся за более выгодной сделкой, за повышением. Таким образом, современная верность — это поблекшая версия своей древней формы. Да, мы бываем верны, но ровно до тех пор, пока не появляется что-то лучшее. Мы верны, пока не находим какое-нибудь оправдание. Конечно, это не истинная верность. Верный человек всегда делает что-то с мыслью о том, что он связывает с этим свою судьбу навечно.

Верность претерпела изменения еще и потому, что наш век — это век цинизма. Как мы уже упоминали, верность требует наличия причины, которая вселяет энергию и вдохновляет. В связи с этим для верности в определенной степени необходимо идеализировать эту причину. Обычно мы верны чему-то самому лучшему. Мы в полной мере осознаем все изъяны, и это совсем не воодушевляет нас быть верными.

Более того, в наш циничный век люди склонны зацикливаться на недостатках, затмевающих все хорошее и добродетельное. Цинизм уничтожает верность еще до того, как у нее появляется возможность пустить ростки. Когда мы говорим о браке, разведенные тут же вмешиваются и заводят речь о том, как устарел этот институт, и как бессмысленна эта попытка. Когда мы говорим о стране, скептики сразу выпаливают последние новости о правительственных скандалах. Невозможно поговорить о каком-нибудь великом человеке без того, чтобы кто-то не перечислил его недостатки. Похоже, в наши дни нет никакой возможности видеть вещи так, как хотелось бы их видеть, без страха показаться наивным и глупым. Для процветания верности причине необходимы глубина и достоинство, что трудно найти в настоящее время. Но верность заслуживает места даже в нашей софистической современной эпохе, т. к. она предлагает множество преимуществ, как для отдельного человека, так и для общества в целом.

Преимущества верности

Мы восхищаемся верными мужчинами, потому что у них есть уверенность, цель, направление и стремление. Мы знаем, что они замышляют, и чего от них можно ожидать. Мы знаем их точку зрения.

Верность может показаться архаичным подходом к жизни, имеющим пагубные последствия для личного счастья и чувства удовлетворения. Разве это плохо всегда двигаться дальше к чему-то лучшему и не быть привязанным к чему-то одному?

На первый взгляд это имеет смысл, но практика показывает, что истинное счастье приходит к тому, кто больше предан причине, а не себе, причем в долгосрочном плане.

Верность дает удовлетворение. Исследования показали, что наличие возможности отступить от наших решений делает нас менее счастливыми, чем принятие «необратимых» решений. Например, в одном исследовании студентам сказали, что они могут выбрать одну репродукцию картины и забрать ее домой. Одной группе сказали, что их решение будет окончательным. Другой группе сказали, что они могут вернуться и обменять репродукцию, если того пожелают. И хотя практически все участники из второй группы сказали, что они очень рады иметь возможность обменять репродукцию, почти никто этого не сделал. Тем не менее, они в конечном итоге были гораздо менее довольны своим выбором, чем группа, которой не разрешили делать обмен. Почему? Потому что, имея возможность пересмотреть свое решение, они не могли двигаться вперед. Им было сложнее совершить психологический выбор и получить от этого удовольствие.

Таким образом, несмотря на то, что проявление верности по отношению к чему-то в течение долгого времени может показаться рискованным делом, это может оказаться весьма полезным в психологическом плане. Вы узнаете, что полное удовлетворение доступно только тем, кто остается верным при любых обстоятельствах.

Верность сокращает количество факторов неопределенности в нашей жизни. Мы уже говорили о том, каким образом наличие слишком большого количества вариантов выбора может обречь нас на несчастье и бездействие. Один из способов смягчить последствия такого воздействия — намеренное ограничение вариантов выбора. Некоторые вещи в жизни мы можем выбрать только один раз. Когда человек знает свою позицию, ему не придется изобретать колесо каждый раз, столкнувшись с определенным выбором.

Верность порождает верность. Конечно, верность приносит не только личную выгоду. Она может положительно сказаться на обществе в целом. Верность заразительна. Своим примером мы призываем других людей делать то же самое.

Верные мужчины могут изменить мир. Когда хорошие люди уходят из организаций, которые, по их мнению, выбрали неправильный путь, это просто становится самосбывающимся прогнозом. Никто не может похвалиться отсутствием проблем, их полно везде — от семьи до политики — но если верные мужчины не останутся и не будут работать изнутри над положительными переменами, эти институты никогда не улучшатся.

Индивидуализм, свободная воля и верность

Возможно, самым большим препятствием на нашем пути к верности является беспокойство о том, что в погоне за ней мы потеряем часть нашей свободной воли. В конце концов, если вы преданы этому делу, вы полны решимости действовать определенным образом. Но верность и индивидуальность не должны противоречить друг другу.

Величайшая и самая трудная из всех философских задач — понимание собственной воли. Мы сначала заглядываем внутрь самих себя, но нам трудно найти ответы таким образом. Тогда мы смотрим, соответствуем ли мы остальной части общества. Но это лишь выдвигает на первый план наше отличие от других и наше желание восстать против определенных социальных норм. Мы возобновляем поиск ответов в себе, и цикл продолжается.

Верность может унифицировать этот конфликт между индивидуальностью и социальным конформизмом, между нашим внутренним и внешним миром. Верность дает человеку внешнюю причину, внешнюю цель и план действий. Но решение служить этому делу порождается внутренними причинами, которые прославляют и вдохновляют собственное «я». Проявляя свои внутренние ценности внешним способом, мы особенно сильно чувствуем свое «я», которое наполняется силой, смыслом и достоинством.

Когда есть оправдание неверности?

Пожалуй, сложнее всего ответить на вопрос о том, когда можно оправдать человека, нарушившего верность. Может ли верность иметь оговорки?

Многие мужчины неправильно рассматривают верность как отношения по принципу услуга за услугу. Они представляют свои отношения в виде весов. Пока обе чаши весов остаются в равновесии, они остаются верными. Но как только стрелка весов начинает показывать, что они приносят в жертву больше, чем получают в ответ, то полагают, что вправе нарушить верность. Но истинная верность не строится на принципе взаимности.

Вы должны стремиться оставаться верными, пока полностью не выполните свою миссию, которая может оставаться незавершенной до конца вашей жизни. Конечно, причина, побуждающая вас, может измениться, и у вас даже может возникнуть желание сказать: «Я не позволю этой причине указывать мне, что делать!» Но помните, вы сами выбрали эту причину. При этом вы согласились с тем, что примите все отрицательные моменты, которые могут возникнуть позже. Вы знали, чем рискуете, отдавая в залог свою преданность. Что хорошего в верности, которая проявляется в разгар помпезного события, но исчезает в окопах?

С другой стороны, причина никогда не должна становиться вашей совестью. Что же делать человеку, когда его причина попирает его совесть, его основные ценности? Можно ли оправдать неверность, если это происходит в первый раз? А в 7-й или 70-й раз? Достойно ли такое злоупотребление поведения мужчины? И будет ли это означать отсутствие мужественности?

Leave a Reply

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*