Почему нужно быть мужчиной, прежде чем стать джентльменом

Почему нужно быть мужчиной, прежде чем стать джентльменом

Порой, когда молодые люди совершают свои первые шаги на пути к зрелости, они пытаются делать это по-джентльменски. Они одеваются в стильные классические наряды, надевают шляпы и сосредотачиваются преимущественно на своих манерах и соблюдении некоторого этикета. Они надеются, что таким образом другие признают их в качестве настоящих зрелых мужчин.

Тем не менее другие люди зачастую лишь подшучивают и посмеиваются над этими потенциальными джентльменами. Но почему эти благонамеренные, но несчастные люди вызывают такую реакцию? Лучше всего на этот вопрос ответил «король вестерна» Джон Уэйн:

Вам прежде всего необходимо быть мужчиной, чтобы вы могли стать джентльменом.

Джентльменство предполагает наличие мужественности. Джентльмен — это мужчина, характерные черты мужественности которого доведены до совершенства. Уважение, выражаемое обществом джентльмену, основано в первую очередь на его умении быть сдержанным.

Джентльмен, благодаря наличию у него силы, ума и уверенности, способен действовать, не обращая внимания на правила, традиции и желания других людей, но вместо этого он добровольно сдерживается и ведет себя вежливо, делая выбор в пользу нравственности. Джентльмен — это сжатая пружина. Его самообладание демонстрирует один из вневременных маркеров мужского достоинства — волю.

Молодые парни же пытаются прийти к этому задом наперед. Они стараются быть джентльменами, не став при этом настоящими мужчинами. Без наличия структуры жестких, строгих добродетелей мужественности позади себя они со своими мягкими, кроткими добродетелями не способны вызвать нужное уважения к себе со стороны общества.

Это происходит потому, что проявление этих кротких достоинств не требует наличия у таких людей сдержанности или воли. Если мягкий и кроткий по своей природе мужчина проявляет мягкость и кротость, то это не акт самообладания, это просто следование по пути наименьшего сопротивления. Как выразился писатель и философ XVII века Франсуа де Ларошфуко:

Похвалы за доброту достоин лишь человек, у которого хватает твердости характера на то, чтобы иной раз быть злым; в противном случае доброта чаще всего говорит лишь о бездеятельности или о недостатке воли.

Сенека в своем философском диалоге «О гневе», вспоминая Александра Македонского, больше которого по его словам никто не страдал от приступов гнева, приходит к похожему умозаключению:

… но чем реже встречается в царях умеренность, тем больше заслуживает она похвалы.

Другими словами, наиболее впечатляющим будет проявление мужчиной тех достоинств, которые вызывают в нем внутреннюю борьбу и требуют серьезных усилий с его стороны, чтобы не быть нарушенными.

Если заурядный мужчина, который привык вести себя тихо и спокойно, остается верен своей жене на протяжении 50 лет, то мы считаем, что это хорошо и похвально. Но если, скажем, голливудский актер, у которого рано или поздно несомненно возникнет соблазн измены, демонстрирует ту же преданность, мы четырехкратно удивимся. В первом случае порядочность мужчины обуславливается главным образом отсутствием возможностей, нежели сдержанностью. Во втором случае мы видим явные признаки демонстрации силы воли.

Человек, который мог бы эффективно проявлять свои низменные, примитивные инстинкты, но предпочитает не делать этого, как раз и будет тем, кто заслуживает наибольшего почета и уважения.

Определенно нет ничего плохого в культивировании джентльменского поведения, и вполне очевидно, что это нужно всячески поддерживать. Обучение тому, как правильно завязывать галстук или как улучшить свои манеры, является всего лишь более простым и доступным способом начать самосовершенствоваться, нежели чем развитие силы, мужества и чести.

Но реальная сила, стоящая за манерами и правилами приличия, заключается в сдержанности. У вас есть возможность, ресурсы и стремление к развитию собственных интересов в максимально возможной степени. Но вы намеренно решили использовать эту энергию для того, чтобы поступать цивилизованно, делать добро и уважать интересы других. Вы можете сметать все на своем пути и манипулировать другими изо дня в день на своем пути к вершине, но вы этого не делаете.

При отсутствии этой силы, этой демонстрации мужской воли джентльменство больше похоже на вуалирование врожденной робости. Лев, который позволяет кому-то погладить себя, вызывает уважение; домашний кот в костюме льва вызывает лишь смех. Как писал Фридрих Ницше:

Правда, я часто смеялся над слабыми, которые мнят себя добрыми, поскольку бессильны их руки!

Джентльменство без мужественности не делает мужчину лучше, потому что лишает его как самоуважения, которое возможно лишь после победы в борьбе со своими желаниями, так и уважения со стороны других людей, которые понимают, что стоит на кону при этом.

Будьте джентльменами.

Leave a Reply

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*