Почему прощать — это по-мужски

Почему прощать — это по-мужски

В рассказе «Бочонок амонтильядо» Эдгар Аллан По рисует ужасную, западающую в память картину мести. Вытерпев «тысячу обид» и получив тяжелейшее оскорбление, представитель обедневшего дворянского рода Монтрезор принимает решение наказать своего друга-обидчика Фортунато, процветающего дворянина. «Обида не отомщена, если мстителя настигает расплата», — говорит Монтрезор — «Она не отомщена и в том случае, если обидчик не узнает, чья рука обрушила на него кару».

Монтрезор, выдумав, что купил целый бочонок редкого и дорогого вина амонтильядо, начал дразнить Фортунато, который гордится своей репутацией известного знатока вин. Фортунато сомневается в том, что Монтрезору продали настоящий товар, и тот подыгрывает своей жертве, заманивая ее в холодное и сырое подземелье. Когда они оказываются возле ниши, в которой якобы находится бочонок, Фортунато доверчиво ступает в нее, и Монтрезор приковывает его наручниками к стене. Затем Монтрезор начинает медленно замуровывать Фортунато в нише, выкладывая каменную стену, и оставляет ошеломленного и растерянного дворянина умирать медленной и мучительной смертью. Месть Монтрезора на этом завершена.

Оправданная, справедливая месть — одна из самых распространенных тем в мужской литературе, кино, комиксах и видеоиграх. От романа «Граф Монте-Кристо» до видеоигры «Max Payne» месть часто выступает движущей силой в наших любимых историях.

На протяжении тысяч лет мы приветствовали мужественных и героических мужчин, которые лично стремятся отомстить за зло, причиненное им или их близким. Чем тщательнее продуман план мести, тем больше мы им восхищаемся. Когда злодеи, наконец, получают по заслугам, мы испытываем чувство глубокого удовлетворения.

И это вполне объяснимо. Месть играла благотворную роль на протяжении большей части нашей эволюции. В племенах месть выступала гарантом того, что злодеяния карались. Но в первую очередь она удерживала правонарушителей от совершения вопиющих поступков. Око за око. Это был примитивный, но эффективный способ вершить правосудие. И так как именно мужчины практиковали эту основную форму обеспечения порядка, нам, наверное, не следует удивляться, что наши мозги запрограммированы на справедливость.

Так что, если желание отомстить приходит так естественно, почему мы должны стремиться к прощению? И вообще, по-мужски ли это, прощать?

Что значит простить?

Мы часто сопротивляемся идее прощения по двум причинам: она, как нам кажется, противоречит идее справедливости и является порождением слабости. В конце концов, в понимании многих людей простить — значит позволить тому, кто совершил преступление, сорваться с крючка и уйти безнаказанно. Разве отсутствие справедливого наказания не поощряет человека к совершению этого же преступления снова и не делает нас попустителями? И если это так, то прощение для слабаков?

Но при истинном прощении справедливость не игнорируется. Такое прощение не исключает справедливый гнев. Это не тот случай, когда идешь на компромисс, просто чтобы избежать конфликта. Ты не тряпка, которая позволяет кому-то причинять тебе боль снова и снова. Это не то же самое, что и примирение, и это не означает, что вы забыли о том, что произошло, или что вы автоматически доверяете человеку снова.

А значит это то, что вы избавляетесь и от неприязни к обидчику, и от желания лично уравновесить весы правосудия. Это процесс, в котором неприязнь, которую вы чувствуете к обидчику, вытесняется состраданием.

Звучит не по-мужски? Вовсе нет. На самом деле сам факт прощения может упрочить мнение о вас как о мужественном человеке по нескольким причинам.

Это демонстрирует вашу зрелость

Почему мы одобрительно относимся к мести в кино? Потому что сюжет, как правило, представляет собой противостояние черного и белого (зла и добра). Герой — добродетельной парень, вызывающий восхищение. Злодей — воплощение чистого зла и убивает семью героя просто потому, что его сердце — кусок черного угля.

Конечно, реальный мир не бывает таким упрощенным. Черно-белое видение мира свойственно, как правило, детям.

В какой-то момент мальчик должен стать мужчиной. Зрелость подразумевает способность влезть в шкуру другого человека и смотреть на вещи с другой точки зрения. Это требует такого склада ума, который понимает состояние человека и признает его действительно сложным созданием, с пороками, неудачами и изменчивой судьбой.

Не нужно мириться с плохим поступком, нужно попытаться понять, как сам поступок, так и того человека, который его совершил. Ваш отец плохо обращался с вами? Но почему? Наверно потому, что его отец обращался с ним так же, и это все, что он знает о том, каким должен быть отец.

Ваш друг сделал что-то совершенно не похожее на него? Но почему? Что происходило в то время? Не вызван ли его поступок болью от недавнего развода?

Иногда люди действительно преднамеренно причиняют нам зло. И, возможно, с такими проступками труднее всего иметь дело. Но даже в этом случае у человека может быть оправдание. Возможно, у него просто что-то не так с головой.

Прощение может изменить ваш взгляд на жизнь и людей. Мы все попутчики в этом мире, у всех свои обиды и разные способности справляться с этими обидами и гневом. Они не злые преступники, охотящиеся на вас. Они пытаются поступать правильно, но иногда оступаются. Как, впрочем, и вы тоже.

Это предполагает личную ответственность и стремление не быть жертвой

Быть мужчиной — значит брать на себя ответственность за свою жизнь. Но мы часто держимся за свои обиды, потому что они дают нам повод для оправданий, отговорок, которые мешают нам взрослеть. Мы не можем простить отца за то, что он сделал нам, потому что в обратном случае мы бы не могли пользоваться этим в качестве оправдания наших личных неудач. Мы должны двигаться вперед и взять на себя полную ответственность за свою жизнь. А это может быть страшно.

Когда мы держимся за свои обиды, мы превращаемся в жертву. Мы позволяем действиям другого человека определять нашу личность. Когда мы прощаем, мы сами решаем, кто мы есть.

Это дает вам контроль над собой

Отказываясь от прощения, вы ощущаете преимущество над кем-то. Вы заставляете его постоянно унижаться и раскаиваться перед вами. Обиды, таким образом, создают иллюзию власти. Но и только.

Потому что по иронии судьбы именно обидчик по-прежнему дергает вас за веревки как марионетку. Ваше психическое состояние зависит от него. Вы сами сделали так, что ваше счастье зависит от другого человека. Если мы будем ждать, пока другой человек не пожалеет о содеянном, мы даем ему контроль над собой. Не давайте ему эту власть. Когда вы принимаете решение простить, вы обретаете контроль над собой, и никто не может заставить вас чувствовать себя марионеткой без вашего разрешения.

Это дарит вам свободу

Когда мы храним обиды и вынашиваем месть, мы ограничиваем свою свободу. Мы превращаемся в бдительного тюремного надзирателя. Как гласит китайская пословица: «Тот, кто ищет мести должен помнить, что нужно вырыть две могилы».

Месть поедает нас изнутри. Это горстка углей, которую мы держим в своих руках, и получаем ожог. Когда вы позволяете другому человеку уйти, вы освобождаете не только его, но и себя, вырываясь из гниющей тюрьмы на свободу и двигаясь вперед.

Это позволяет вам расти

Люди, как правило, никогда не скажут вслух, что обида и гнев способствуют их хорошему самочувствию. Или что их жизненная цель — иметь врага, вокруг которого крутятся все их мысли, и вынашивать месть против него. Где были бы супергерои и как бы они проводили свое время, если бы не было возмездия?

Но такая цель — тупик и пустая трата нашей ценной энергии. Она истощает нас и тормозит наше продвижение.

Когда вы прибегаете к прощению, вы начинаете понимать, почему вы страдаете. Вы думаете над тем, как поступите в следующий раз, и приходите к пониманию того, как боль помогла вам расти и стать лучше. Прощение может стать отправной точкой для дальнейшего роста в жизни.

Это требует мужества и противодействия боли

Вам может показаться, что чувство горечи делает вас сильным и стойким, но это только личина, за которой часто скрывается неспособность противостоять боли. Продолжать обижаться на свою бывшую жену и каждый раз, вспоминая о ней, думать, какая она мерзавка — это не способ решения проблем. Если постоянно подпитывать свой гнев, то боль, вызванная распадом вашего брака, не пройдет никогда.

Мы не расстаемся со своими обидами, потому что они избавляют нас от необходимости оплакивать утрату. Как только мы отпускаем свой гнев, мы вынуждены противостоять боли напрямую. Прощение предполагает риск — мы можем продолжать испытывать прошлую боль и быть обиженными снова. А это требует мужества.

Это создает достойное наследие для будущих поколений

Возможно, самое главное преимущество прощения в том, что оно позволяет не только освободиться от оков обид и горечи, но и создает значительное наследие для тех, кто придет после вас. Возможно, вы из той семьи, где из поколения в поколение люди делали друг другу больно и держали эти чувства взаперти.

Не повторяйте те же ошибки со своими детьми. Прощение говорит нам: «Перестаньте перекладывать ответственность на других». У вас достаточно мужества, чтобы принять боль, а потом отпустить ее, вместо того чтобы передавать ее следующим поколениям. У вас достаточно силы, чтобы выковать новое звено в цепи поколений.

Умение прощать — свойство сильных. Слабые не прощают.
Махатма Ганди

Leave a Reply

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*