Уроки мужественности от Беовульфа

Уроки мужественности от Беовульфа

«Каждого смертного
ждет кончина!

пусть же, кто может,
вживе заслужит

вечную славу!
Ибо для воина

лучшая плата —
память достойная!»

Для мужчин, живших в Европе X века, это были слова, в соответствии с которыми они жили. Это было время до рыцарской эпохи, когда о рыцарской романтике можно было только мечтать, а добродетель и честь еще не были включены в официальный кодекс поведения. Это были мужчины из «Темных веков», члены многочисленных германских племен, которые когда-то странствовали по северной Европе. Их кодекс был не кодексом рыцарства, а кодексом неукротимого мужества, в котором сила характера была величайшей и часто единственной наградой.

Главный герой поэмы «Беовульф» — олицетворение этих добродетелей. Написанная на самом примитивном английском языке, поэма является предшественницей всех героических сказок в английской литературе. Современные супергерои многим обязаны Беовульфу, сказание о котором так же актуально сегодня, как и тысячу лет назад.

Поэма рассказывает о битвах Беовульфа с тремя монстрами в двух периодах его жизни. В юности он освобождает Данию от существа Гренделя и его мстительной матери, а в старости он вынужден спасать свой народ, гаутов, от свирепого огнедышащего дракона. Хотя испытания, с которыми сталкивался Беовульф, кажутся нам невероятными, эта история, тем не менее, изображает добродетели, которым должен следовать каждый добропорядочный мужчина, независимо от своих талантов и достижений.

О мужчине судят по его поступкам (или отсутствию таковых). Порой кажется, что главными героями поэмы являются на сами персонажи, а поступки, которые они совершают. Сама история в высшей степени сюжетная, то есть, построена на событиях. По ходу повествования описываются дела человека, которые позволяют судить о его характерных чертах.

О щедрости датского короля Хротгара говорит возведение огромного зала для пиршеств, где он раздавал своим людям подарки и сокровища. Сам Беовульф, приехавший к Хротгару для освобождения датчан от набегов Гренделя, доказывает честность своих намерений, ссылаясь на то, как он уже не раз защищал свой народ от многочисленных врагов. Эти слова впоследствии подкрепляются его поступками, а это доказательство того, что для героя слова и дела неразрывно связаны.

А вот мужчина, который только говорит и не подкрепляет свои слова действиями, воспринимается как трус. Персонаж Унферт показан как полная противоположность Беовульфу. Он обвиняет героя в том, что тот преувеличивает свою удаль, и насмехается над ним, говоря, что в ту же ночь он станет жертвой Гренделя. Беовульф отвечает в своем стиле — на следующее утро он подвешивает в зале окровавленную руку Гренделя. Естественно, как и любой трус перед лицом таких деяний, Унферт молчит.

Честь — величайшая награда. Для Беовульфа единственной наградой, достойной победы является совершение дела, достойного воспоминаний. В поэме показано, что добрые дела бессмертны, они оставляют неизгладимый след в мире, постоянно воздействуя на него и формируя его, и им суждено жить в памяти последующих поколений.

По сравнению с такой наградой материальное вознаграждение блекнет. Беовульф мало заботится о богатстве и личной выгоде. Хотя он и вознагражден щедро датчанами за победу над Гренделем, он все отдает своему дяде, королю гаутов. Хотя, в конце концов, он становится преемником своего дяди, он делает это без амбиций, унаследовав корону только после смерти двух наследников короля. Даже великолепные сокровища дракона, победу над которым Беовульф одержал ценой собственной жизни, вызывают презрение и закапываются в одном кургане с павшим героем:

«Захоронили
в холме сокровища,

добычу битвы,
витые кольца,

и все, что было
в пещере драконьей, —

вернулось в землю
наследие древних,

и будет золото
лежать под спудом

вовек, как и прежде,
от смертных скрытое.»

В поэме под добродетелью безрассудства понимается не просто импульсивный поступок, а скорее честь, во имя которой совершается такой поступок. Прекрасно осознавая риски, безрассудный мужчина принимает решение действовать, не думая при этом о материальном вознаграждении. Герой, в конечном счете, теряет свое богатство и материальную выгоду, но его деяния никуда не денутся — это сокровище, которое не тускнеет, потому что настоящую честь невозможно потерять.

Мужская решимость значит больше, чем результат. С безрассудством связано убеждение в том, что у каждого человека своя собственная судьба, непостижимая, но конкретная. Жизнь в «Темные века» была суровой, и мужчинам того времени были привычны потери и неудачи. Они понимали, что, несмотря на их усилия, судьба идет своей дорогой, на то она и судьба. Успех не может быть гарантирован, как бы сильно вы к нему не стремились.

Единственное, в чем мужчина мог быть уверен, так это в тех вещах, которые полностью находились под его контролем: силе воли и решимости. Даже если его влияние на исход событий было минимальным, мужчина все же предпочитал в каждый конкретной ситуации действовать по совести. А раз он уже сделал свой выбор, отступление означало бы позор.

«Дал я клятву,
когда с дружиной

всходил на ладью,
чтобы плыть за море:

или избуду я
ваши беды,

или сгину
в тугих объятьях

рук вражьих,
— зарок мой крепок!

добуду победу,
или окончатся

дни моей жизни
в этом чертоге!»

Клятва Беовульфа перед боем с Гренделем не о победе, потому что не ему это решать. Скорее всего, он клянется проявить несокрушимую решимость, защищая датчан. Для него смерть была лучше, чем отступление, потому что «уж лучше воину уйти из жизни, чем жить с позором».

Величайшая из всех добродетелей — мужество. Оксфордский ученый по имени Джон Рональд Руэл Толкиен еще до того, как он обрел широкую известность благодаря своему эпосу «Властелин колец», определил мужество центральной темой поэмы «Беовульф». Хотя это понятие наделяли сотнями разных значений, от «физической силы» до простой «храбрости», добродетель мужества в поэме трактуется как нечто очень конкретное — намерение поступить по совести, даже перед лицом полного поражения.

В отличие от многих героев нашей современности, рассказы о которых часто заканчиваются уходом в закат, история о Беовульфе заканчивается трагически. Пожилой, безоружный, покинутый всеми, кроме одного из ближайших друзей, он погибает в битве с драконом, оставив свой народ без наследника на произвол вторгающимся племенам.

Но не победа делает героя героем. Беовульф — сильный, решительный человек действия и чести, но именно тот факт, что он оказывается обреченным на такой безрадостный конец, и делает его поистине настоящим героем. Толкиен истолковывал его как человека, «пойманного в сети обстоятельств», который умирает «спиной к стене». Спровоцированный посягательством на свои сокровища, дракон предает его родину огню, вынуждая Беовульфа исполнить свой долг защитника народа, чего бы это ни стоило. Беовульф знает, что у него нет надежды на выживание в этом сражении, но принимает решение сражаться — несмотря ни на что.

Мужество обусловливает центральную тему поэмы, «экзальтацию непобедимой воли». Жить по добродетелям для мужчины — верх героизма, даже если он знает, что его ждет полное поражение. Мужчины, жившие в дикие, варварские «Темные века», хорошо знали, что все мужчины терпели лишения, сталкивались с поражением и рано или поздно умирали. Но для них мужество было сильнее смерти. Даже самый сильный враг, будь то Грендель, дракон, война, голод или бесконечные демоны реальной жизни, не может победить волю, которая предпочитает умереть, но не сдаваться. Конец, безусловно, трагичен, но он не лишен чести. И как сказал сам Толкиен, «поражение — это не опровержение» мужества героя.

Leave a Reply

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*