Уроки мужественности от Данте Алигьери

Уроки мужественности от Данте Алигьери

Я вижу, что вовек не утолен
Наш разум, если Правдой непреложной,
Вне коей правды нет, не озарен.

— «Рай», IV, 124-126

Знаменитая скульптура Огюста Родена «Мыслитель» является, пожалуй, самым известным изображением поэта Данте Алигьери. По первоначальному замыслу скульптура называлась «Поэт» и лишь впоследствии образ Данте был сменен универсальным образом творца, поэта и философа, «физическая мощь которого, воплощала мощь интеллектуальную». Присев и задумавшись над некоторыми из величайших жизненных проблем, подобно отлитой в бронзе статуе Родена, Данте вошел в историю, как выдающийся мыслитель и провидец, который помещает человека в центр своего эпического путешествия между добром и злом.

Рожденный в 1265 году во Флоренции, Данте Алигьери, будучи членом знатной дворянской семьи, стал человеком, чья жизнь претерпела значительную пертурбацию вследствие одного конфликта. После поражения от гибеллинов (конкурирующей политической партии, приверженцев императора) в борьбе за политическую власть во Флоренции, партия гвельфов, членом которой был Данте, раскололась пополам на черных и белых гвельфов, имевших разные представления об управлении городом. Папа Бонифаций VIII, наложивший интердикт на Флоренцию, предложил французскому графу Карлу Валуа прибыть в Италию, чтобы закончить вражду черных и белых гвельфов. Вмешательство Карла позволило черным гвельфам свергнуть правящих белых гвельфов, чьи лидеры, в том числе Данте, были приговорены к ссылке. С тех пор он больше никогда не вернется домой. В течение следующих 20 лет Данте жил в изгнании до самой смерти в 1321 году, в течение которого он написал один из величайших эпосов в истории.

Совершая поэтическое путешествие по аду, чистилищу и раю в своей «Божественной комедии», Данте демонстрирует его поистине огромный масштаб. Охватываемая им глубина моральных выборов и действий человека, до сих пор резонирует в каждом следующем поколении в течение прошедших с тех пор более семи сотен лет, не переставая вдохновлять читателей во всех сферах жизни с ее бессмертными темами греха, страдания и искупления. «Божественная комедия» давно стала пробным камнем моделирования западной интеллектуальной традиции, обеспечивая прочное наследие для тех, кто желает получить уроки из жизни и трудов великого поэта.

Однако плащ твой быстро укорочен;
И если, день за днем, не добавлять,
Он ножницами времени подточен.

— «Рай», XVI, 7-9

Никогда не стоит недооценивать силу сбалансированного ума

За две сотни до того, как Леонардо да Винчи и Галилео Галилей стали архетипами мультиталантливых флорентийцев, Данте уже был тем, кого по праву можно считать «доренессансным человеком эпохи Возрождения». И хотя его слава во многом была связана с его выдающими способностями в качестве поэта и писателя, Данте сохранял огромное желание к обучению на протяжении всей жизни.

Искусство войны, политика, философия, лингвистика, музыка, живопись, естественные науки — за все это он брался с одинаковым упорством и охотой, с головой погружаясь в изучаемую тему. Успешность Данте заключалась в его способности объединить все свои интересы во благо создания одного литературного произведения, которое стало вневременным шедевром в области сюжета, стиля, языка и визуального мастерства.

«Божественная комедия» — это во многом первая поэма в своем роде, эпос, написанный не на классическом греческом или латинском языке, а на родном языке простых людей. Чтобы добиться этого Данте, по сути, стандартизировал язык, который мы теперь знаем в качестве современного итальянского. Применяя свои лингвистические способности, он синтезировал различные диалекты средневековой Италии в одно связное целое. Многие научные интересы Данте, сплетенные в «Божественной комедии», были переданы теперь более широкой аудитории при помощи мастерского владения словом. Задав практически музыкальный темп повествования, «Комедия» ведет читателя сквозь видение загробной жизни, не уступая в выразительности творениям любых художников, и оперируя при этом темами политики, истории и даже метафизической природы самой земли.

Широта исследования не является препятствием для разума, способного использовать все свои ресурсы для достижения единой цели, объединив опыт и знания по рассматриваемой теме.

Теперь ты леность должен отмести, —
Сказал учитель. — Лежа под периной
Да сидя в мягком, славы не найти.

Кто без нее готов быть взят кончиной,
Такой же в мире оставляет след,
Как в ветре дым и пена над пучиной.

Встань! Победи томленье, нет побед,
Запретных духу, если он не вянет,
Как эта плоть, которой он одет!

Еще длиннее лестница предстанет;
Уйти от них — не в этом твой удел;
И если слышишь, пусть душа воспрянет.

— «Ад», XXIV, 46-57

Уделяйте внимание обучению на основе опыта не меньше, чем книгам

Несмотря на то, что Данте всегда очень много учился, это никогда не мешало его общему развитию. Научная работа была важным элементом формирования его интеллекта, но он никогда не зацикливался на чем-то одном.

Не желая довольствоваться лишь ролью старательного наблюдателя, Данте проживал свою жизнь с той же энергией, с которой он подходил к обучению. Как он сам заметил в поэме «Ад», по части получения опыта он был таким же ненасытным, как и в случае с получением знаний. В молодости он сражался с мечом и копьем против гибеллинов, выступал на линии фронта флорентийской армии в битве при Кампальдино и позже при осаде Капроны. Шесть лет спустя он начал свою политическую карьеру, принимая участие в советах и дебатах, что впоследствии привело к его избранию на должность приора Флоренции. Во время своего изгнания Данте много путешествовал, часто посещая различные собрания и делегации, пытаясь восстановить мир между фракциями гвельфов, чтобы получить возможность вернуться домой.

При этом он был довольно далек от того, что можно было бы назвать легкой жизнью. Работоспособность Данте в плане творчества стала результатом того, что он испытал и пережил многое из того, что связано с темной стороной жизни. К тому времени, как он начал писать «Комедию», Данте уже был человеком, которого жизнь хорошо пожевала и выплюнула обратно. Закаленный войнами, конфликтами, предательством и бременем изгнания Данте воочию видел всю грубость и жестокость этого мира, и это оставило неизгладимый след как на нем самом, так и на его творчестве. Тщательно впитывая уроки, преподанные непростой жизнью, наряду с теми, что он получал в своем постоянном обучении чему-то новому, Данте закалил свои ум и поэтическое воображение настолько, что его по праву можно назвать человеком, способным в полной мере отразить тот мир, в котором он живет, и размышлять о нем с точки зрения достаточно умудренного опытом представителя этого мира.

Каков он был, о, как произнесу,
Тот дикий лес, дремучий и грозящий,
Чей давний ужас в памяти несу!

Так горек он, что смерть едва ль не слаще.
Но, благо в нем обретши навсегда,
Скажу про все, что видел в этой чаще.

— «Ад», I, 4-9

Примите последствия своего нравственного выбора

Нравственное мужество может принимать различные формы. Порой оно требует от человека отстаивать принципы, по которым он живет, или даже сделать что-то, что он считает правильным, независимо от последствий. В других случаях оно может означать что-то более фундаментальное.

Справедливость была нечто большим, чем просто хорошей идеей, по мнению Данте. Она была настоящим стандартом высшего нравственного порядка, влияющим на поступки всех людей. «Правильное» и «неправильное» были не просто произвольными определениями, а некоторыми уровнями, с помощью которых можно определять ценность человеческого поведения. Его политическая жизнь и изгнание столкнули его лицом к лицу с коррупцией и предательством, после чего Данте понял, что виновники многих бед зачастую не получают никакого наказания за свои поступки. Но это не значит, что они не должны нести ответственность за то, что совершили.

Стандартная мысль о том, что зло должно быть наказано, а добро должно быть вознаграждено, проходит красной нитью в «Божественной комедии», и Данте использует этот стандарт для оценки деяний всех людей, в том числе своих. Моральные суждения требуют мужества, потому что оценивая других, человек сам должен следовать тем же стандартам и следить за своими действиями. Видение, которое позволяет человеку выявить зло в чем бы то ни было, освещает также и его собственные правильные и неправильные поступки. Путешествие через ад, чистилище и рай необходимо Данте не только для того, чтобы заглянуть в судьбы других людей, но и чтобы посмотреть на самого себя, выявить, в чем проявляются свои сильные и слабые стороны.

Вы для всего причиной признаете
Одно лишь небо, словно все дела
Оно вершит в своем круговороте.

Будь это так, то в вас бы не была
Свободной воля, правды бы не стало
В награде за добро, в отмщенье зла.

Влеченья от небес берут начало, —
Не все; но скажем даже — все сполна, —
Вам дан же свет, чтоб воля различала

Добро и зло, и ежели она
Осилит с небом первый бой опасный,
То, с доброй пищей, победить должна.

Вы лучшей власти, вольные, подвластны
И высшей силе, влившей разум в вас;
А небеса к нему и непричастны.

И если мир шатается сейчас,
Причиной — вы, для тех, кто разумеет;
Что это так, покажет мой рассказ.

— «Чистилище», XVI, 67-84

В конечном счете человек живет той жизнью, которую выбирает

Простота может быть не менее значимой, чем любой уровень богатства, когда дело доходит до создания великого литературного произведения. При всей своей вневременности и сложности «Божественная комедия» имеет в своей основе один главный посыл: человек, являющийся предметом всего произведения с точки зрения аллегорического смысла, в зависимости от себя самого и своих поступков, удостаивается либо справедливой награды, либо подвергается заслуженной каре.

Данте знал, что люди редко живут так, как они хотят, но они всегда будут жить так, как они выбирают. И хотя обстоятельства могут часто влиять на многие вещи в жизни, они все же не могут всецело управлять человеком с точки зрения принимаемых им решений. Фортуна может быть благосклонна к нему на том пути, который он выбрал, либо же наоборот, но этот путь он всегда выбирает сам, точно так же, как он сам выбирает продолжать ли ему двигаться вперед или повернуть назад.

По мнению Данте, человек — единственный хранитель своей судьбы. Только он ответственен за исход своей жизни от начала до конца, и именно он принимает на себя последствия своих решений. Если отбросить все земные различия, персонажи «Комедии» видятся исключительно в свете решений, принятых ими в течение жизни. Их участью был их выбор. Оказавшись там, где правомерность нравственного выбора определяется не человеческими законами, а абсолютными стандартами справедливости, человек держит свое достоинство в своих же руках, и лишь от его решения зависит, упадет оно или возвысится. В силу свободы воли человек сам и только сам решает, какой будет его конечная судьба.

Отныне уст я больше не открою;
Свободен, прям и здрав твой дух; во всем
Судья ты сам; я над самим тобою

Тебя венчаю митрой и венцом.

— «Чистилище», XXVII, 139-142

Leave a Reply

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*