Йо-хо-хо, и бутылка рому: реальная история пиратства

Йо-хо-хо, и бутылка рому: реальная история пиратства

Достаточно обратить внимание на то, какое влияние оказало пиратство на нашу индустрию развлечений, от литературной классики в виде «Острова сокровищ» до блокбастеров из серии «Пираты Карибского моря», и наше увлечение этими разбойниками, орудующими в открытом море, сразу становится очевидным. Но кем же на самом деле были эти морские мародеры? Отбросив романтизм «Золотого века» пиратства и заглянув немного глубже, можно увидеть резко отличающуюся, но не менее интересную реальность.

На добропорядочной службе тебя ждут скудный рацион, низкое жалованье и тяжкий труд, тогда как здесь — богатство и роскошь, веселье и наслаждение, свобода и власть. Кто же в таком случае не подтолкнет чашу весов в нужную сторону, если рискует он всего лишь парой косых взглядов, которые поймает на себе уже перед самой виселицей? Нет, мой девиз — лучше пожить недолго, зато в свое удовольствие.
Бартоломью «Черный Барт» Робертс

Пиратство в воображении широкой публики всегда было чрезмерно романтизировано. Можете не сомневаться, что Капитан Крюк Джеймса Барри или диснеевский Джек Воробей имеют мало общего со своими прародителями. Так какими же были настоящие пираты? Две конкурирующие школы мысли предлагают совершенно разные образы пиратства. Некоторые представляют пиратов бессердечными прохвостами, единственной целью которых было насиловать и грабить хороших людей из цивилизованного мира. Для них пиратство олицетворяет все негативные стереотипы грубой мужской силы, направленной на удовлетворение своей жадности и жажды крови. Другие, наоборот, ставят их в пример как мужчин, которые просто не хотят жить той жизнью, которую предлагает им суша, подчиняясь правительству и не имея денег в карманах. С этой точки зрения они были великими бунтарями своего времени. Отдавшись морским просторам и живя по собственным правилам, они обладают тем же обаянием, полученным из странной смеси отвращения и восхищения, которое присуще многим преступникам и гангстерам, запечатленным в различных элементах мировой культуры.

Пират или капер?

Понимание разницы между пиратами и каперами (приватирами) имеет решающее значение для понимания вопроса в целом. Довольно часто это различие упускается из виду. Например, если вас спросить, кем был капитан Генри Морган, вы, скорее всего, скажете, что он был пиратом, но будете неправы. Морган, который воевал с испанским флотом в XVII веке, запасся немалым количеством испанского серебра и оставил вдовами многих испанских женщин, будучи агентом британского правительства. Он получил каперское свидетельство от английской короны, которые позволяло ему совершать акты пиратства в отношении любых испанских кораблей, не опасаясь последствий со стороны английских властей.

Пираты, в свою очередь, никогда не присягали на верность какому-либо правительству и действовали исключительно на основе собственных интересов. Самым авторитетным лицом для пирата был обладатель самого высокого ранга на корабле. При этом стоит отметить, что многие каперы, тем не менее, прибегали к полномасштабному пиратству и в мирное время, если у них не было «законных оснований» на получение трофеев.

В дополнение к этому различию существовали еще некоторые региональные разновидности пиратов. Наиболее заметными среди них были буканьеры и корсары. Буканьеры начинали свою деятельность в качестве прибрежных пиратов, нападавших на испанские корабли в Карибском море, базировавшиеся на Гаити и других островах. В конце концов, их «услуги» были легализованы британским правительством, которое выдало им каперские свидетельства, переквалифицировавшие их из пиратов в каперы. Корсары подобно буканьерам также превратились из пиратов в каперов, но попали на службу не английской, а французской короне.

Как становились пиратами

Очевидно, что трансформация из законопослушного гражданина в пирата проходила на основе сознательного выбора. Но что мотивировало мужчин выбирать такой образ жизни? К моменту становления пиратом мужчина, как правило, уже имел многолетний опыт путешествий под парусом корабля в качестве служащего военно-морского флота или торгового моряка. Честная жизнь в море сопровождалась скудным рационом, недостаточной оплатой труда и чрезмерными нагрузками, в результате чего многие моряки оказывались на грани. Часто, когда торговое или военное судно захватывалось пиратами, капитан пиратов обращался к захваченному экипажу с предложением пополнить ряды его команды, и всегда находились те, кто соглашался. В качестве новоявленных пиратов новобранцы сразу получали долю добычи с захваченного судна и переставали обращать внимание на государственные законы. Проще говоря, пиратская жизнь для многих из этих мужчин становилась воплощением свободы, несмотря на то, что поначалу им приходилось бороться с угрызениями совести.

Пиратский кодекс или статьи соглашения

Пиратская жизнь на борту корабля была совсем не такой, как на флоте или торговом судне, тем не менее, пирату все же было необходимо придерживать некоторых правил и соблюдать кодекс чести. Существовало много различных версий пиратских кодексов, которые были написаны разными капитанами. Все пиратские кодексы включали в себя некоторые общие правила, касающиеся того, как делится добыча, какую компенсацию получает пират, получивший тяжелое ранение, и, конечно, какое наказание предусмотрено за ненадлежащее поведение. За неимением других правил поведения на судне пираты всегда строго придерживались тех, что были прописаны в кодексе. С нарушителями не церемонились, и нередки были случаи, когда их лишали части рациона питания, били кошкой-девятихвосткой или даже высаживали на необитаемом острове. Ниже представлен кодекс знаменитого капитана Бартоломью «Черного Барта» Робертса, который рисует интересную картину жизни пирата в море:

I. Каждый член экипажа имеет равное право голоса в повседневных делах. Каждый член экипажа в любой момент имеет право на захваченную свежую провизию и крепкие напитки и может использовать их в свое удовольствие, если не возникнет необходимость экономить их для общего пользования, что решается голосованием.

II. Каждый член экипажа должен быть ознакомлен со списком призов на борту, потому как в дополнение собственной доли позволено переменить одежду. Но если они обманут товарищей хотя бы на доллар в виде посуды, драгоценностей или денег, они будут высажены на необитаемый остров.

III. Запрещается играть на деньги в кости и карты.

IV. Свечи и лампы должны быть погашены в восемь часов вечера, и если кто-нибудь из экипажа захочет выпить после этого часа, он должен будет делать это на открытой палубе в темноте.

V. Каждый член экипажа должен содержать свое оружие, сабли и пистолеты в чистоте и всегда готовыми к бою

VI. Мальчикам и женщинам запрещено находиться среди экипажа. Если кто-нибудь будет замечен в совращении женщины и в переодетом виде возьмет ее на корабль, он будет убит.

VII. Самовольно покинувший корабль или вышедший из рукопашного боя во время сражения, должен быть наказан смертью или высадкой на необитаемый остров.

VIII. На борту запрещены драки, но каждая ссора должна быть доведена до конца на берегу дуэлью на саблях или пистолетах. По команде квартирмейстера дуэлянты поставленные спиной друг к другу должны будут повернуться и тут же выстрелить. Если кто этого не сделает, квартирмейстер должен выбить оружие у него из рук. Если промахнутся оба, они должны будут продолжить драться на саблях, и первая пролившаяся кровь выявит победителя.

IX. Никто не может заговорить об изменении образа жизни, пока доля каждого не достигнет 1000 фунтов. Каждый, кто станет калекой или потеряет конечность на службе, должен получить 800 долларов из общего запаса, а за меньшие повреждения — пропорционально.

X. Капитан и квартирмейстер получают по две доли от приза каждый, канонир и боцман — по полторы, остальные офицеры — по одной доле с четвертью, рядовые джентльмены удачи — по доле каждый.

XI. Музыканты имеют право на отдых по субботам. В остальные дни — с разрешения.

Веселый Роджер

Обсуждение пиратов не может быть полным без упоминания «Веселого Роджера» — неизменного пиратского символа. По одной из версий, «Веселый Роджер» происходит от французского «Joyeux Rouge» (ярко-красный). Это был флаг кроваво-красного цвета, — цвета войны, который означал намерение морских мародеров драться до смерти. Многие пираты использовали простой черный флаг, который нес тот же смысл. Но чаще всего на пиратском корабле можно было увидеть классический «Веселый Роджер» с черепом выше двух пересеченных бедренных костей на черном фоне, который впервые начал использовать Эдвард Инглэнд — известный пират африканского побережья и Индийского океана. Более интересные флаги содержали пугающие иллюстрации, такие как, например, скелет, держащий в руках песочные часы и готовящийся пронзить копьем человеческое сердце, который был изображен на флаге одной из самых известных фигур времен «Золотого века» карибского пиратства — Эдварда Тича по прозвищу «Черная Борода». На одном из флагов Бартоломью «Черного Барта» Робертса был изображен пират с обнаженной саблей, стоящий на головах поверженных врагов — губернатора Барбадоса и губернатора Мартиники. На другом изображены человек и скелет, совместно держащие песочные часы, что означало спокойное отношение к перспективе предстоящей смерти.

В отличие от пиратов современного кино настоящие пираты не плавали под знаменем «Веселого Роджера» постоянно. Чаще они использовали «ложные цвета» какой-либо нации в качестве тактического хода. Замаскированный чужим флагом пиратский корабль часто подплывал к судну тех же цветов и затем резко поднимал свой флаг, создавая таким образом панику на соседнем борту. Некоторых пиратов боялись настолько, что при виде их флагов экипаж атакуемого корабля сдавался без боя.

Leave a Reply

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*