Основы искусства: барокко

Основы искусства: барокко

Это вторая часть в серии статей об искусстве, цель которых — дать читателям представление об элементарных основах наиболее важных периодов западного искусства. Надеемся, это поможет вам не прослыть невеждой при следующем свидании в музее, а может даже научит вас глубокому пониманию искусства в целом. Часть первая охватывает основы искусства эпохи Возрождения.

Основы искусства эпохи барокко

Период: 1600-1700 гг.

Справочная информация: Когда Мартин Лютер написал в 1517 году свои 95 тезисов, он положил начало движению, которое навсегда изменило мир — протестантской Реформации. Его критика католической церкви, а также доктрины о верховной власти Бога и о том, что прощение можно получить только верой, распространились по всей Европе с помощью печатного станка. Люди обращались в протестантизм, появлялись новые протестантские конфессии.

В ответ католическая церковь начала свою собственную внутреннюю реформацию. Ставилась двойная задача: избавиться от коррупции и четко сформулировать свои доктрины. Эта контрреформация нашла свое самое важное выражение в Тридентском соборе, созванном папой Павлом III в 1545 году. Собор принял меры по реформированию внутренних злоупотреблений, однако он не предпринял никаких попыток пойти на компромисс с протестантами по вопросам доктрины. Вместо этого церковь решительно подтвердила истинность положений, которые стали объектом нападок протестантов. Это помогло «реанимировать» католическую веру.

Менее известным, но не менее важным следствием Тридентского собора было его влияние на искусство.

Частью усилий по реформированию церкви было обучение ее членов, которое было призвано помочь им понять больше о своей вере. Это была непростая задача, поскольку большинство людей в то время были неграмотными. Тридентский собор заявил, что для объяснения всем и каждому догматов веры следует использовать искусство, а не только образование. Чтобы достичь этой цели, от религиозного искусства требовалось быть прямым, эмоционально убедительным и мощным, направленным на духовное воображение, и вдохновлять человека, созерцающего его, на еще большее благочестие.

Новые конфессии, например, кальвинисты считали, что церковь и церковные службы должны быть как можно проще. Но собор настаивал на том, что Богу величия и могущества следует поклоняться, совершая подобающие всем этим божественным качествам ритуалы и церемонии. Это утверждение красоты и грандиозности выражения веры нашло свое воплощение в искусстве барокко.

Характерные черты в искусстве эпохи барокко

  • Изображения правдивые, понятные и драматичные.
  • Стремление вызвать у зрителя желание поучаствовать в сцене.
  • Изображения воспринимаются как реальные и физически, и психологически. Эмоционально насыщенные.
  • Экстравагантное окружение и обстановка.
  • Эффектное использование цвета.
  • Драматические контрасты между светлым и темным, светом и тенью.
  • В отличие от искусства эпохи Возрождения, когда фигуры располагались изолированно друг от друга, искусству барокко свойственно наложение фигур и элементов.
  • Распространенные темы: величественные виды, исступленный восторг и обращение к Богу, мученичество и смерть, интенсивный свет, напряженные психологические моменты.

Примеры

«Экстаз святой Терезы», Джованни Лоренцо Бернини, 1652 г.«Экстаз святой Терезы», Джованни Лоренцо Бернини, 1652 г.

Одна из распространенных тем для художников эпохи барокко — чудесный момент, когда божественное встречается с земным, духовное нисходит на мирское. Святая Тереза была монахиней. Она свидетельствовала о том, как ангел спустился вниз и пронзил ее внутренности пылающей стрелой божественной любви. Боль была сильной, но приятной, что привело ее в духовный экстаз. Свет также используется в стиле барокко. Деревянные лучи, эффектно падающие вниз, освещаются обшитым желтыми панелями окном, которое расположено над скульптурой.

«Обращение на пути в Дамаск», Микеланджело Меризи да Караваджо, 1601 г.«Обращение на пути в Дамаск», Микеланджело Меризи да Караваджо, 1601 г.

Изображен момент, когда по дороге в Дамаск Савл (позже Павел) испытал сильный эмоциональный момент, который сыграл роль в его обращении в христианство. Опять мы видим тему в стиле барокко: божественное вдруг вторгается в земную сферу. Караваджо был мастером в использовании тени и света, что помогало ему усилить драматизм и выразительность создаваемых им картин. В этой картине свет Божий сбил Савла с коня, и его руки вытянуты в форме воронки, чтобы принять свет. Мужчина и конь, символизирующие обычный земной мир и не причастные к происходящему, изображены в тени.

«Распятие святого Петра», Микеланджело Меризи да Караваджо, 1601 г.«Распятие святого Петра», Микеланджело Меризи да Караваджо, 1601 г.

В отличие от идеализированных, благородных, классических человеческих форм, преимущественно изображаемых художниками эпохи Возрождения, Караваджо предпочитал рисовать сцены и людей так, как их видит глаз, включая естественные недостатки. Он не считал, что для придания силы картине ее нужно делать сентиментальной. Наоборот, все в картине должно соответствовать изображаемой ситуации. Его картины были настолько реалистичны, что покупатели иногда отказывались от них, считая их слишком «вульгарными». На этой картине изображена сцена распятия святого Петра. Он попросил, чтобы его повесили на крест головой вниз, чтобы не подражать своему Господу. Божественный свет озаряет Петра, а лица римлян скрыты тенью. Петр оказывается гораздо тяжелее, чем можно было бы ожидать. Трое пытаются поднять его, что символизирует большую тяжесть их преступления.

«Четыре континента», Питер Пауль Рубенс, 1615 г.«Четыре континента», Питер Пауль Рубенс, 1615 г.

Питер Пауль Рубенс — ведущий художник контрреформации. Он привнес энергию, чувственность и драматизм искусства барокко не только в произведения на религиозную тему, но и на историческую и мифологическую (а иногда и сочетание всех трех). На творчество этого фламандского художника оказали влияние его обучение в Антверпене и поездка в Рим. В результате мы видим синтез ренессанса и барокко. Яркий цвет, телесность и наложение фигур — это от барокко. Изображение четырех континентов, символизирующих распространение католической церкви по всему миру, в виде женщин было распространенной темой в искусстве контрреформации, особенно в иезуитской церкви. Рубенс любил изображать женщин с пышными формами, и сейчас для описания полнотелых женщин используется всем известное прилагательное «рубенсовская».

«Снятие с креста», Рембрандт Хармес ван Рейн, 1634 г.«Снятие с креста», Рембрандт Хармес ван Рейн, 1634 г.

Хотя Рембрандт, пожалуй, лучше всего известен своими портретами, этот художник эпохи барокко был также мастером пейзажа и религиозных тем. Во всех своих картинах и гравюрах он стремился передать «величайшее и наиболее естественное движение». В его картине «Снятие с креста» мы в очередной раз видим изображение эмоциональной сцены в стиле барокко, усиленное драматическим использованием света и тени. Свет падает на тело Христа, верующих женщин, которые стоят возле него, и саван, в котором он воскреснет.

В цикле картин с философом Рембрандт блестяще использует тень и свет:

«Размышляющий философ»«Размышляющий философ»
«Философ с открытой книгой»«Философ с открытой книгой»
«Читающий философ»«Читающий философ»

Leave a Reply

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*