Основы искусства: Ренессанс

Основы искусства: Ренессанс

Мы живем в высокотехничном и специализированном мире. Когда мужчина идет учиться в университет, он приобретает там навыки, которые позволят ему найти прибыльную работу. Очень мало внимания уделяется изучению искусства и литературы. Эти предметы часто рассматриваются как «нецелесообразные», потому что они не имеют никакого практического применения, когда дело доходит до оплаты счетов. Кроме того, многие мужчины считают восхищение искусством немужским делом и держатся подальше от него.

Досадно, что многие мужчины так относятся к искусству, потому что они не могут в полной мере постичь того, что значит быть человеком и что значит быть мужчиной. Искусство может передать эмоции, когда нам не хватает слов, дать нам понимание безумия в положительном смысле этого слова, улучшить наши умственные способности и помочь нам узнать больше о мире и о нас самих.

Если вы чувствуете, что пропустили базовый курс по искусствоведению, или просто хотите освежить свои знания, эта статья как раз для вас. Мы рассмотрим лишь некоторые простые основы важных периодов западного искусства. Когда вы в следующий раз пригласите свою даму в музей, вам будет что добавить к разговору. Но что еще более важно, вы сами выиграете от знакомства с искусством, которое может вдохновить вас на дальнейшее изучение плодов бесконечного творчества человека. Когда вы поразмышляете над некоторыми величайшими произведениями искусства, вы получите более глубокое понимание мужественности, присущей искусству, ощутите подъем, получите назидание и почувствуете, что продвинулись на пути к становлению истинным человеком эпохи Возрождения.

Основы искусства эпохи Возрождения

Период: 1400-1600 гг.

Справочная информация: XIV век был временем большого кризиса. Чума, Столетняя война, беспорядки в католической церкви — все это пошатнуло веру людей в правительство, религию и своего ближнего. В этот мрачный период европейцы стремились к чему-то новому, к культурному возрождению, к ренессансу.

Ренессанс начался в Италии, где культура была окружена остатками некогда славной империи. Итальянцы возродили труды, философию, искусство и архитектуру древних греков и римлян и стали относиться к античности как к золотому веку, который поможет активизировать и воодушевить новое общество. Гуманистическое образование, основанное на риторике, этике и гуманитарных науках, было выдвинуто в качестве способа формирования всесторонне развитых граждан, которые могли бы активно участвовать в политическом процессе. Гуманисты прославляли ум, красоту, силу и огромный потенциал человека. Они считали, что люди могут непосредственно познать бога, и у них должно быть личное эмоциональное отношение к своей вере. Бог создал мир, но люди тоже могут прославиться, если сами станут творцами.

Эти новые культурные движения вдохновили художников, в то время как торговля Италии с Европой и Азией обеспечивала богатство, которое создало большой рынок для искусства. До эпохи Возрождения произведения искусства в основном создавались по заказу католической церкви, которая давала художникам строгие указания относительно того, как должен был выглядеть конечный продукт. Средневековое изобразительное искусство было декоративным, стилизованным, плоским и двумерным, что приводило к не самому реалистичному изображению мира и людей. Но процветающая коммерческая деятельность распределяла богатства не только между дворянством, но и между купцами и банкирами, которые стремились показать свой статус, приобретая произведения искусства (церковь по-прежнему оставалась большим покровителем). Художникам разрешили большую гибкость в творчестве, и они пользовались ею, исследуя новые темы и техники.

Характерные черты в искусстве эпохи Возрождения

Перспектива. Чтобы добавить трехмерную глубину и пространство в свои работы, художники эпохи Возрождения позаимствовали и значительно расширили понятия линейной перспективы, линии горизонта и точки схода.

  • Линейная перспектива. Картина с линейной перспективой — это как будто ты смотришь в окно и рисуешь именно то, что видишь на оконном стекле. Объекты на картине стали иметь свойственные им размеры в зависимости от удаленности. Те, что находились дальше от зрителя, уменьшались, и наоборот.
  • Линия горизонта. Это линия на расстоянии, при котором объекты уменьшаются до точки толщиной с эту линию.
  • Точка схода. Это точка, в которой параллельные линии как бы сходятся далеко на расстоянии, часто на линии горизонта. Этот эффект можно наблюдать, если стоять на железнодорожных путях и смотреть на рельсы, уходящие в даль.

Тени и свет. Художники с интересом обыгрывали то, как свет падает на объекты и создает тени. Тени и свет можно было использовать для привлечения внимания к определенной точке на картине.

Эмоции. Художники эпохи Возрождения хотели, чтобы зритель, глядя на работу, что-нибудь почувствовал, испытал эмоциональное переживание. Это было формой визуальной риторики, где зритель чувствовал вдохновение, чтобы стать в чем-то лучше.

Реализм и натурализм. В дополнение к перспективе, художники стремились, чтобы объекты, особенно люди, выглядели более реалистично. Они изучали анатомию человека, измеряли пропорции и искали идеальную человеческую форму. Люди выглядели реально и проявляли подлинные эмоции, позволяя зрителю делать заключения о том, что изображенные люди думают и чувствуют.

Примеры

Чтобы получить представление о тех значительных изменениях, которые произошли в искусстве в эпоху Возрождения, давайте посмотрим для начала на две разные картины Девы Марии — одну из византийского периода и одну из эпохи Возрождения:

«Мадонна с младенцем на изогнутом троне», XIII век«Мадонна с младенцем на изогнутом троне», XIII век

На этой нарисованной по дереву картине византийского периода тела Марии и Иисуса выглядят бестелесно и скрыты за драпировкой. Складки драпировок передаются с помощью золотых полос. Даже там, где должны быть колени, вместо света и тени мы видим много золота. Картине не хватает ощущения глубины и пространства. Кроме того, Иисус изображается младенцем, но выглядит как взрослый в миниатюре.

«Мадонна дель Карделлино», Рафаэль, 1506 г.«Мадонна дель Карделлино», Рафаэль, 1506 г.

Это уже эпоха Возрождения, и изменения в стиле очевидны. Мария выглядит гораздо более реалистично: у нее естественная форма, естественные конечности, естественное выражение лица. Кроме того, что она стала выглядеть естественно, она еще и находится в естественной обстановке. Иисус и Иоанн Креститель выглядят как настоящие младенцы, а не миниатюрные взрослые. Рафаэль использовал перспективу, чтобы дать картине глубину. Он воспользовался еще одним приемом, любимым в эпоху Возрождения — объединил красоту с наукой, в частности, геометрией. Мария, Христос и Иоанн Креститель образуют пирамиду.

«Чудо со статиром» («Подать»), Мазаччо, 1425 г.«Чудо со статиром» («Подать»), Мазаччо, 1425 г.

Мазаччо был основоположником техники одноточечной перспективы. Фреска представляет собой изображение того, что увидел бы один человек, глядя на эту сцену. Обратите внимание, что Петр (возле воды) и горы выглядят бледнее и менее четко, чем объекты на переднем плане. Линии на картине сходятся над головой Иисуса в точке схода. Оказывается, что фигуры освещаются светом из часовни, т. к. их тени падают в том же направлении. Сегодня это кажется нам вполне обычным, но использование света от определенного источника для передачи трехмерности было новаторством для того времени.

«Тайная вечеря», Леонардо да Винчи, 1498 г.«Тайная вечеря», Леонардо да Винчи, 1498 г.

Один из примеров того, как художники эпохи Возрождения привлекали внимание зрителя к картине изображением живой сцены, наполненной реальными эмоциями. У всех апостолов разная реакция на слова Христа о том, что один из них предаст его. Как и на предыдущем изображении, голова Иисуса находится в точке схода всех перспективных линий.

«Сотворение Адама», Микеланджело, 1511 г.«Сотворение Адама», Микеланджело, 1511 г.

В этой самой известной фреске Сикстинской капеллы ярко передан личный характер веры, божественный потенциал человека и мысль о том, что человек является сотворцом бога. Заметен здесь и интерес Ренессанса к анатомии — бог лежит на очертаниях человеческого мозга. Микеланджело, как и Леонардо, провел множество вскрытий человеческих трупов, чтобы получить реальное представление о строении человеческого тела.

«Давид», Микеланджело, 1504 г.«Давид», Микеланджело, 1504 г.

Художники Ренессанса впервые со времен античности создавали свободно стоящие обнаженные статуи. Микеланджело считал, что скульптура — высшая форма искусства, т. к. она подражает процессу божественного творения. Его «Давид» является прекрасным примером того, как Ренессанс прославлял идеальную форму человеческого тела. Статуя передает богатый реализм формы, движения и чувства. Верхняя часть тела и руки не совсем пропорциональны, возможно, в связи с тем, что работа должна была стоять на пьедестале и рассматриваться снизу вверх. Микеланджело мастерски изображал людей в моменты психологического перехода, как будто они только что о чем-то подумали. Многие полагают, что эта статуя изображает Давида в тот момент, когда он решает убить Голиафа.

«Афинская школа», Рафаэль, 1510 г.«Афинская школа», Рафаэль, 1510 г.

Эта фреска, на которой изображены все великие философы Древней Греции и Рима, служит в качестве примера того, под каким впечатлением от античности были художники эпохи Возрождения. Перспективные линии привлекают внимание зрителя к центру картины и точке схода, где стоят два величайших философа в истории человечества, Платон и Аристотель. В соответствии с их философиями, Платон указывает на небеса — царство идей, а Аристотель на землю — царство вещей.

Leave a Reply

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*