Основы искусства: романтизм

Основы искусства: романтизм

Это третья часть в серии статей об искусстве, цель которых — дать читателям представление об элементарных основах наиболее важных периодов западного искусства. Надеемся, это поможет вам не прослыть невеждой при следующем свидании в музее, а может даже научит вас глубокому пониманию искусства в целом. Часть первая охватывает основы искусства эпохи Возрождения. Часть вторая — основы искусства эпохи барокко.

Основы искусства эпохи романтизма

Период: 1800-1860 гг.

Справочная информация: Промышленная революция была в самом разгаре во второй половине XVIII века, начавшись в Англии и распространившись на Францию и Америку. Эта революция принесла с собой новую рыночную экономику, основанную на новой технологии — механических инструментах, станках и машинах, сменивших ручные инструменты и животную силу. Люди бросали свои фермы и хозяйства в деревнях и перебирались в городские центры, чтобы устроиться на работу на только что открывшихся заводах. В связи с отсутствием в первое время какого бы то ни было регламента работать было очень тяжело. Мужчины, женщины и дети работали по 14 часов в сутки и могли неделями не видеть солнечного света. Бурный рост экономики плодил грязные, переполненные живущими в нищете рабочими и отравляющими воздух трубами города.

В то время как индустриализация привела к удешевлению потребительских товаров и увеличению производства продуктов питания, находились те, кто смотрел в прошлое с тоской, вспоминая былую романтику того периода, когда люди еще не были превращены в товар, а природа не была отравлена дымом многочисленных заводов.

В то же время начала расти реакция против философии эпохи Просвещения, акцентированной на науке, эмпирическом знании и рациональном мышлении. Романтики не принимали идею о том, что разум является единственным путем к истине, считая, что одного разума недостаточно для понимания великих тайн жизни. Эти тайны могут быть раскрыты с помощью эмоций, воображения и интуиции. Особенно отмечается природа, как средство самопознания и духовного обучения, которое помогает раскрывать тайны в сознании человека. Романтики прославляли жизнь, наполненную глубокими чувствами, духовностью и свободой выражения, выделяя в качестве добродетели неприятие бесчеловечных последствий индустриализации. Они превозносили ценность рода человеческого, который, по их мнению, имел бесконечный, божественный потенциал.

Художники эпохи романтизма пытались запечатлеть эти идеалы в своих работах. Они отвергли рационализм и упорядоченный, подчиняющийся строгим правилам неоклассический стиль эпохи Просвещения. Подобно деятелям эпохи барокко художники романтизма стремились вызвать эмоциональную реакцию у зрителя; но вместо того чтобы пытаться внушить веру, как это делали предшественники, романтики в основном пытались вызвать ностальгическую тоску по сельской, пасторальной жизни, вернуть интерес к волнующим тайнам человеческой жизни, ощутить силу и величие природы. Учитывая многообразие мотивов изобразительного искусства эпохи романтизма, в данной статье мы сосредоточим внимание на пейзаже, как одном из основных романтических жанров.

Примеры

«Тинтернское аббатство», Уильям Тернер, 1794 г.«Тинтернское аббатство», Уильям Тернер, 1794 г.

Тинтернское аббатство — цистерцианский монастырь, основанный в 1131 году и перестроенный в XIII веке. Оказавшись заброшенным к 1536 году, он несколько веков приходил в упадок и превратился в руины к тому моменту, как однажды его посетил британский живописец Джозеф Мэллорд Уильям Тернер. И увиденное вдохновило его запечатлеть это место, демонстрирующее подавляющее преимущество природы над человеком, неудержимую силу, протестующую против этого рукотворного строения. Аббатство стало популярной музой для многих романтиков. Оно также вдохновило английского поэта Уильяма Водсворта на написание знаменитой поэмы «Строки, написанные на расстоянии нескольких миль от Тинтернского аббатства».

«Рыбаки в море», Уильям Тернер, 1796 г.«Рыбаки в море», Уильям Тернер, 1796 г.

Тернер был очарован постоянно меняющимся настроением природы. Он часто делал зарисовки облаков, неба, своего природного окружения. Тернер был особенно очарован силой океана и говорил, что однажды и напросился забраться на мачту корабля, чтобы «пережить драму» могучей бури на море. Романтики считали, что в природе было воплощено божье присутствие и доказательство его существования. Тернер видел свет в качестве божественной эманации и играл с ним на своих картинах, чтобы запечатлеть эту истину.

«Странник над морем тумана», Каспар Давид Фридрих, 1818 г.«Странник над морем тумана», Каспар Давид Фридрих, 1818 г.

Немецкий художник Каспар Давид Фридрих воплощал в себе квинтэссенцию творчества романтических живописцев. Он выделял как бесконечный потенциал и возможности человека, так и удивительное, таинственное величие природы. Человек многое покорил и высоко поднялся лишь для того, чтобы увидеть бесконечные перспективы, которые по-прежнему где-то там вдалеке окутаны туманом, скрывающим все, что лежит за его пределами.

«Аббатство в дубовом лесу», Каспар Давид Фридрих, 1810 г.«Аббатство в дубовом лесу», Каспар Давид Фридрих, 1810 г.

Еще одно пленительное творение Фридриха, изображающее аббатскую церковь, превратившуюся в кладбище. Здесь воплощено сразу несколько элементов, присущих духу романтизма. Как и в случае с аббатством Тернера природа внесла свои коррективы в творение рук человека. Фридрих любил изображать сцены в зимнее время. Суровые безлиственные деревья, покрытые серой пеленой, вызывают чувства меланхолии, тоски и тайны, которые очень ценились романтиками.

Школа реки Гудзон

Вдохновленные грубой, дикой местностью своей страны и философией трансцендентализма американские художники романтизма рисуют яркие, детализированные и порой идеализированные пейзажи природных сцен, которыми они были окружены. Художники этого стиля были членами так называемой школы реки Гудзон. Основателем «школы» был Томас Коул, который нарисовал своей первый ландшафт местности, когда выехал на реку Гудзон осенью 1825 года, останавливаясь сначала в Вест-Пойнте, а затем в Катскилле. Второе поколение пейзажистов, в состав которого вошли нью-йоркские ученики Коула, вышло на видное место после преждевременной смерти Коула в 1848 году. Художников школы реки Гудзон объединяла общая страсть к запечатлению величия природы и стремление к совершению новых открытий, дающих импульс развития для новой нации. Впечатляющие пейзажи местности были восприняты не только как божественное проявление на земле, но и как источник национальной гордости. В то время как Европа прославляла свою архитектуру и старые руины, Америка восхищалась своим природным достоянием.

«Глубокое ущелье в Катскильских горах», Томас Коул, 1827 г.«Глубокое ущелье в Катскильских горах», Томас Коул, 1827 г.

Будучи урожденным англичанином, Коул, привыкший использовать более приглушенные цвета для изображения осенних пейзажей, был поражен яркостью осенней листвы Касткильских гор в штате Нью-Йорк.

«Вид на Йосемитскую долину», Альберт Бирштадт, 1865 г.«Вид на Йосемитскую долину», Альберт Бирштадт, 1865 г.

Немецко-американский художник Альберт Бирштадт покинул Нью-Йорк, чтобы запечатлеть бурную красоту Американского Запада. Как и другие художники школы реки Гудзон он сначала просто делал наброски исследуемой области, потому что рисовать на месте было неудобно, а затем превращал их в полноценные картины по возвращении домой. Полученные пейзажи часто сочетали в себе различные особенности, увиденные в разных местах. Особое внимание уделялось цвету и освещению, которое часто делали более насыщенным для внушения благоговения к запечатленной сцене природы.

«Сердце Анд», Фредерик Эдвин Черч, 1859 г.«Сердце Анд», Фредерик Эдвин Черч, 1859 г.

Черч выезжал за пределы страны, чтобы рисовать пейзажи Южной Америки. Как и многие другие художники школы реки Гудзон Черч рисовал на огромном холсте около полутора метров в высоту и трех метров в ширину. Для тех, кто не имел средств, чтобы поехать на запад или покинуть страну, созерцание таких картин было своеобразным способом путешествий к новым местам, и люди выстраивались в очередь и платили взносы, просто чтобы получить возможность посмотреть на них. Когда картина была выставлена для просмотра, ее обрамили шторами, чтобы при взгляде не нее создавалось впечатления вида из окна. Зрителям выдавали бинокли, чтобы они могли в подробностях рассмотреть многочисленные детали картины.

«Северное сияние», Фредерик Эдвин Черч, 1865 г.«Северное сияние», Фредерик Эдвин Черч, 1865 г.

Во времена до распространения технологии фотосъемки романтические картины предоставляли обычным людям шанс увидеть природные явления, которые они никогда не увидели бы лично.

«Гранд-Каньон, Йеллоустоунский национальный парк», Томас Моран, 1827 г.«Гранд-Каньон, Йеллоустоунский национальный парк», Томас Моран, 1827 г.

Американские пейзажисты стали вдохновителями движения по защите самых красивых мест дикой природы в стране, вследствие чего позже была создана система национальных парков. Эскизы, сделанные Томасом Мораном во время его совместного путешествия с группой геологов, исследовавшей еще неизвестный к тому моменту регион Йеллоустоуна, сыграли значительную роль в основании Йеллоустонского национального парка.

Две серии Томаса Коула

Кроме пейзажей Коул занимался написанием аллегорических работ. Наиболее известные из них — серия из пяти картин «Путь Империи», а также серия «Плавание в жизнь», состоящая из картин, посвященных четырем периодам жизни человека.

«Путь Империи»

Написанная в период 1833-1836 гг. серия изображает 5 этапов развития цивилизации в виде появления, роста и краха некого вымышленного города. Картины стали отражением беспокойства о том, что с ростом богатства и могущества государства происходит разрушение прошлого, в результате чего неизменно ухудшается структура цивилизации.

«Первобытное состояние», 1834 г.«Первобытное состояние», 1834 г.

На первой картина изображена природа в своем диком и необузданном обличье. Первобытное поселение застигло ненастье. Люди владеют лишь примитивными технологиями; охотник из племени охотится на оленя с луком и стрелами. Если присмотреться внимательнее, можно заметить вигвамы у костра — семена зарождающегося города.

«Аркадия или пасторальное состояние», 1834 г.«Аркадия или пасторальное состояние», 1834 г.

Небо стало более чистым, и погода улучшилась. Цивилизация начала свое развитие. Возведен храм. Старик, похожий на философа, что-то рисует палкой на земле. Чуть поодаль человек вспахивает землю, и танцуют женщины. Настроение идиллическое. На картине прекрасное утро, люди живут в мире, счастье и гармонии с природой.

«Расцвет Империи», 1836 г.«Расцвет Империи», 1836 г.

Цивилизация достигла пика своего развития. Население многократно увеличилось, возведены величественные здания и построены большие корабли. День подходит к концу. За исключением реки и небольшой растительность тут и там природные богатства практически полностью исчезли, уступив место творениям рук человека.

«Крушение», 1836 г.«Крушение», 1836 г.

Цивилизация рушится. Вражеская армия атакует город, бушует буря. Великие рукотворные памятники уничтожены, здания разграблены, люди убиты.

«Запустение», 1836 г.«Запустение», 1836 г.

Солнце заходит над остатками цивилизации. Людей нигде не видно. Природа снова дает о себе знать, захватывая человеческие постройки. Sic transit gloria mundi.

«Плаванье в жизнь»

Написанная Коулом в 1842 году серия изображает 4 этапа жизни человека и служит христианской аллегорией на фоне романтизма.

«Детство», 1842 г.«Детство», 1842 г.

Ребенок выплывает из темного канала на лодке, управляемой его Ангелом-хранителем, чтобы начать свою новую жизнь. Вода спокойная и гладкая, окружение райское и невинное.

«Юность», 1842 г.«Юность», 1842 г.

Вода все еще гладка, окружение по-прежнему мирное и пышное. Но теперь ангел покидает мальчика, который берет румпель лодки в свои руки и намеревается отправиться навстречу собственным высоким мечтам и амбициям. Река за поворотом становится неспокойной. Путешествие в замок своей мечты теперь не кажется простым и безмятежным.

«Зрелость», 1842 г.«Зрелость», 1842 г.

Мальчик стал мужчиной. В окружении исчезла растительность, течение реки стало бурным, небеса потемнели. Румпель лодки пропал. Человек больше не может самостоятельно контролировать ситуацию и молится о помощи. Ангел наблюдает за ним, но уже издалека. Человек не может увидеть ангела, и ему просто остается верить, что он где-то есть. Коул хотел показать каким образом мечты и идеалы молодежи разбиваются о «реальности мира». Океан символизирует конец жизни человека. Он уже может его увидеть. И лишь теплота заката дает надежду на благополучный исход в разгар испытаний.

«Старость», 1842 г.«Старость», 1842 г.

Человек уже стар, и к нему возвращается ангел. Лодка вошла в океан. Вода снова спокойна. Свет пробивается сквозь тучи. Вера послужила человеку хорошей опорой на протяжении жизненных испытаний, и теперь перед ним простирается красота вечности.

Если рассмотреть эти картины в большем размере, вы обнаружите больше интересных символов и метафор в каждой из них.

Всю красоту изобразительного искусства невозможно передать с помощью небольших изображений на экране компьютера. И особенно верно это замечание относится к искусству эпохи романтизма. Оно создавалось художниками специально для того, чтобы человек ощущал духовное просветление при взгляде на эти грандиозные, размашистые пейзажи. Так что, если у вас есть возможность ознакомиться с этими картинами в музее своего города, например, то не пренебрегайте этим. Поверьте, оно того стоит.

Leave a Reply

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*