Как иметь чувство стиля и не выглядеть неряхой

Как иметь чувство стиля и не выглядеть неряхой

У большинства мужчин образование в области стиля одежды начинается и заканчивается мамиными словами: «Ну-ка, надень вот это».

В детстве на нас просто напяливали защитное обмундирование и просили его не очень пачкать. На верхнюю часть нам надевали куртки и шапки для защиты от холода, на ноги — неудобные ботинки для лучшего сцепления с поверхностью земли, а подо все это надевали футболки с непонятными нам, но забавными для наших мам узорами. Самые привередливые из нас, кому ношение стандартных джинсов и маек не доставляло никакого удовольствия, начинали искать более выразительные варианты одежды через своих сверстников или в процессе наблюдения за индустрией развлечений и формировали свое представление о стиле на основе полученных данных.

Девочек, с другой стороны, как правило, с младых ногтей учат цивильности поведения и прививают им чувство социального такта. Девочкам науку стильно одеваться чаще всего преподают мамы, а мальчишкам остается мыкаться в поисках подходящей для себя роли по телеканалам, а потом впадать в передаваемый из поколения в поколение общестилистический ступор.

Умение хорошо выглядеть или, по крайней мере, выглядеть просто прилично в образовательной программе мужчины занимает не самое важное место, и научиться подавать себя публике ему очень нелегко. Создается впечатление, что его на каждом шагу подталкивают выставить себя полным дураком. Осмелившись одеваться стильно и оригинально, он рискует стать объектом насмешек со стороны своих коллег и сверстников. А когда он появляется где-либо в неподобающей случаю одежде, его, наоборот, вряд ли кто наставит на путь истинный.

Евреи очень правильно придумали свои бар-мицвы. В любой культуре должен существовать племенной ритуал или традиционный обряд, информирующий юношу о том, что он превратился из мальчика в мужчину и что ему пора уже переходить на другую жизненную программу. Возможно, во время этой церемонии молодому человеку надо будет прилюдно переодеться из шорт в брюки, появиться под аплодисменты в костюме с галстуком и сжечь свою бейсболку. К сожалению, у нас нет такой общепринятой церемонии посвящения в мужчины. В результате многие мужчины, даже дожив до седин, так и не знают, что давно вышли из подросткового возраста.

Во многих слоях общества мужчин учат (часто просто по умолчанию), что идеальная одежда — это та, в которой удобно. Одновременно с этим им в голову закладывается мысль о том, что любые другие касающиеся стиля одежды мотивации — дело весьма сомнительное. Этот подход без конца обыгрывается в ситкомах и прочей развлекательной телепродукции. Сколько раз мы с вами видели сцену, где жена под жалкие протесты мужа пытается выбросить в помойку его старый, побитый молью свитер. Мужчины — рабы своих привычек, и поэтому они часто выбирают для себя своеобразную униформу, пригодную для каждодневной носки. Они привязываются к некоторым из своих вещей, превращая старую куртку или свитер в фетиш, в талисман, ограждающий от тягот жизни и избавляющий от необходимости принимать решения, надев который чувствуешь себя в полной безопасности.

Исторически форма одежды мальчиков усложнялась по мере их продвижения от детства к взрослому возрасту. Иногда им приходилось ходить в старомодной школьной форме, иногда — соблюдать дресс-коды типа «белый верх, темный низ», насаждаемые учебными заведениями для подготовки юношей к взрослой жизни. Иногда, считая белые рубашки, галстуки и пиджаки символами долга, ответственности и несвободы, они бунтовали против них (особенно против галстуков) и отказывались их носить, ссылаясь на физические неудобства, но, тем не менее, всегда знали, что в определенных ситуациях формальный стиль одежды соблюдать будет все равно необходимо.

Нынешняя тенденция к все большей неформализации одежды позволила мужчинам ставить под сомнение даже самые непоколебимые некогда стандарты. Сегодня мужчина имеет возможность до самой старости одеваться мальчишкой или подростком. И мы каждодневно видим вокруг себя таких переростков. Это они ходят в уютно растоптанных кроссовках, потертых джинсах, тренировочных костюмах, толстовках, футболках и бейсболках с рекламой своих любимых спортивных команд. Эти люди одеваются не для того, чтобы успешно жить, а для того, чтобы спокойно существовать. Для них одежда — это всего лишь способ прикрыть наготу и, соответственно, избежать конфуза, а также средство, при помощи которого можно слиться со своим окружением и ничем не выделяться в среде дружков-приятелей. Одним словом, одежду они используют в качестве уютного и комфортного плаща-невидимки.

Можно часто увидеть, как молодые люди приходят на свидание с девушкой в майках, джинсах да кедах. Наблюдая, как рядом с ухоженной, причесанной, накрашенной девушкой в выходном платье и туфельках на шпильках шагает такой тип, невозможно избавиться от ощущения, что эти два человека собрались идти в два совершенно разных места. Можно, конечно, попытаться убедить себя, что этот парень — ее шофер или даже телохранитель, но мы же знаем правду.

Этот феномен массового стилистического обморока присутствует даже в деловых кругах: и там мы можем видеть мужчин в строгих костюмах, будто бы неспособных посмотреть на себя со стороны. Надетые на них костюмы явно предназначены для людей более корпулентных. Может быть, невольно задумываемся мы, этот человек планирует в ближайшее время поправиться килограммов этак на сорок или, наоборот, только что сбросил их? Брючины у них собираются над ботинками в гармошку, манжеты висят чуть не до кончиков пальцев. И эти люди являются лицом своей компании, а иногда даже и ее руководителями. Но если присмотреться к публике в деловых костюмах повнимательнее, можно заметить, что не все в этой группе людей выглядят одинаково. На некоторых членах этой бизнес-стаи костюмы сидят достаточно ладно, и мы делаем мысленный вывод, что это и есть молодые альфа-самцы, будущие вожди этого корпоративного племени, потому что мужчина, лишенный здорового тщеславия и не умеющий взглянуть на себя в зеркало, обречен быть безвольным роботом-исполнителем.

Каждый мужчина должен сам найти свой собственный стиль. Конечно, этому можно научить, но у многих потенциальных студентов сегодня вкус разрушен до такой степени, что они не смогут усвоить эти уроки. Женщины, как правило, обладают более тонким чувством мужского стиля, чем сами мужчины, в силу того, что чуткое реагирование на него в целях выявления альфа-самца является частью их гендерной роли, но мы их советами в этой области часто пренебрегаем, и именно из-за того, что они — женщины. Многие мужчины считают желание следить за своим внешним видом чисто женской чертой. Причем не только в смысле интереса к одежде, но и даже в отношении таких аспектов груминга, как бритье ниспосланного свыше телесного волосяного покрова. Тем не менее некоторые мужчины — вероятнее всего, те, кого в детстве с особым вниманием опекали мамы, — с превеликой радостью позволяют выбирать себе одежду своим женам. Да, выглядят они немного лучше, но какой ценой?

Стиль — это визуальная манифестация нашей индивидуальности. Психология говорит нам, что индивидуальность конструируется при помощи идентификации, то есть процесса ассимиляции человеком определенных характеристик других людей и полной или частичной его трансформации по образу и подобию избранной ролевой модели. Человек может копировать стиль своего учителя или выбрать ролевую модель из пантеона звезд. Это может быть, например, актер, музыкант, политик, спортсмен или предприниматель, с которым он может себя в тех или иных аспектах ассоциировать и с которым чувствует определенное психологическое родство. Чтобы понять, на кого же сегодня хотят быть похожими мужчины, достаточно просто прогуляться по улице.

Клонирование медийных персонажей происходит не случайно. Главная функция телевидения, судя по всему, состоит в организации нашего общества по принципу пчелиного улья с четким распределением ролей. Для этого и создаются целые штатные расписания из телевизионных персонажей, пусть неформальные, но зато весьма эффективные.

Избежать глупого вида и клишированной внешности не так-то просто, как кажется, потому что гораздо легче пользоваться эффективными шаблонами, чем пытаться придумать что-то оригинальное. Клише — это большая сила. Они движут массами. Таким образом, вращаясь в галактике реалити-шоу, которая сегодня называется современной культурой, мы не можем избежать влияния ролевых моделей. Но прототипов в мире не так-то много. Предположительно существует всего тридцать шесть архетипов драматических ситуаций. Восемьдесят пять способов завязать галстук. Сорок шесть хромосом в человеческом геноме. Все мы начинаем свой жизненный путь типажами. Некоторые из нас, подобно репликантам «Нексус-6» из «Бегущего по лезвию бритвы», могут даже выработать в себе эмоции и поверить, что наши воспоминания не были имплантированы извне. Мы начинаем свой жизненный путь типажами, но, с честью выполнив свою мужскую жизненную программу, становимся прототипами. Передайте это потомкам.

Жизнь, как и актерская профессия, — это постоянный поиск самого лучшего сценария. Если наша индивидуальность является, в определенном смысле сосудом, то наша задача — заполнить его самым изысканным и прекрасным содержимым. Практические знания о мире, получаемые через органы чувств, мы должны уравновешивать знаниями культурно-духовными, передаваемыми из поколения в поколение в виде искусства и литературы. А потом, собрав в себе все самое лучшее, нужно начинать импровизировать.

Кто выглядит глупее? Домашний овощ, который боится активных действий настолько, что даже почти не вылезает из дома, или парень, который заводится с полоборота и бросается действовать, даже толком не подумав? Да, деятельный мужчина может совершить ошибку, но иногда лучше сделать что-то не так, чем не делать вообще ничего. И опыт, и хлеб насущный мы в жизни зарабатываем методом проб и ошибок. А еще, если энергичный мужчина и допускает какой-нибудь ляп, то это мало кто замечает, потому что стремительно двигающегося человека гораздо труднее поймать взглядом. И это — нормально. Стиль — это непрестанный труд над собой. Пока они пытаются нас поймать, мы уже будем далеко отсюда.

Leave a Reply

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*