Как иметь собственный стиль

Как иметь собственный стиль

Стиль, в нейрологическом смысле, является самой глубинной частью нашего существа и может до последнего момента сохраняться даже в случае полной потери рассудка.
Оливер Сакс

Собственный стиль забыть или утерять невозможно. Именно поэтому, когда Виллема де Кунинга, уже неспособного самостоятельно ни есть, ни подтереться, сажали перед холстом, он продолжал писать все новых и новых «де кунингов», наверно даже и не понимая, что такое «де кунинги» и кто такой был Виллем де Кунинг. Чувство стиля сидит в нас очень глубоко. Оно закодировано в нашей ДНК точно так же, как, скажем, отпечатки пальцев. Только оно гораздо интереснее, чем отпечатки пальцев.

Стиль — это штука одновременно очевидная и труднообъяснимая. Одни говорят: «Если задуматься, то и непонятно, что это такое». Другие скажут: «Когда он есть, его сразу видно». Говоря о Боге, которого Пикассо, судя по всему, считал себе ровней, скандальный кубист сказал следующее: «В действительности Бог — это такой же художник. Он придумал жирафа, слона, кошку. Но истинного стиля у него нет. Он просто экспериментирует с разными формами».

Стиль — это не натужные эксперименты. Чтобы был стиль, не требуется почти никаких усилий. Стиль настолько глубоко зашит в нашем поведении, что иногда мы сами его можем в себе не замечать. Он глубже, чем память. Он одновременно пронизывает нас до мозга костей и парит под самым потолком. Стиль метафизичен по природе своей. Но все, кто его в нас увидит, обязательно будут его помнить. Стиль — это наш визуальный и бихевиористский автограф.

Персональный стиль — это то, каким жестом «Супермен» Кларк Кент снимал свои очки. Как Жан Кокто подворачивал рукава пиджака, собираясь читать «Le Monde». Как Луи Армстронг играл на корнете, накрыв его носовым платком, чтобы никто не мог скопировать работу пальцев. Как Мухаммед Али шаркающей походкой перемещался по рингу. Как Майкл Джордан носил трусы своей спортивной формы. Персональному стилю невозможно обучиться. Персональный стиль нельзя украсть или скопировать. Персональный стиль — это неотъемлемая часть нашего естества.

Однако многих людей не порадует новость о том, что у них нет никакого стиля, который мог бы пережить их после смерти. Если ты — человек-типаж, то персонального стиля у тебя нет. Стиль уникален и эфемерен, и чтобы хоть насколько-то заметно проявить его в искусстве, речи, одежде, спорте или просто осанке и походке, нужно обладать уникальной или по крайней мере редкостно-нетипичной индивидуальной манерой. Сегодня мы живем в эру клонирования. Зачем подражать или брать пример, когда можно просто сделать точную копию? Сейчас в клише превратился даже нонконформизм.

С конвейера «альтернативы» один за другим сходят шаблонные бунтари в одинаковых дизайнерских бунтарских прикидах, с татуировками, выбранными из одних и тех же каталогов, и с пирсингами в одних и тех же шокирующих местах.

Великим стилистам можно подражать, но полностью перенять их стиль нельзя, потому что он является неизменяемой комбинацией сугубо индивидуальных факторов. Но при должном старании и трудолюбии их почитатели и последователи вполне могут подняться выше простого подражания своим идолам и придумать свою собственную уникальную ноту или штрих.

Многих самых стильных людей называли фальшивками, и вполне может быть, что с этого они и начинали. Но потом они понеслись на всех парах и со временем, когда им удалось прорваться через границы подражания и выйти в свободное творческое плавание, стали фальшивками более настоящими, чем оригинал. Подражательство может настолько укорениться в нас, что в результате, если мы будем вкладывать в него всю свою душу, у нас могут вырасти крылья.

Стиль — это мелкие детали и нюансы. Это не заявка на модность. В лучшем случае это вообще никакая не заявка, а просто феномен. Это практическая деятельность, учеба, своеобразная форма исследовательской работы. Как мне надеть эту рубаху? Каким образом ее еще никто до меня не носил? Если не постараться, может получиться полный кошмар, но на то он и творческий процесс. Даже объекты настоящего искусства, бывает, выглядят хуже некуда.

Отчасти чувство стиля достается нам от рождения, но и культивировать его тоже необходимо. Стиль складывается из индивидуальности, информации, получаемой в процессе обучения и упорной работы над собой. Нас часто поражает, как у еще совсем маленького ребенка вдруг откуда ни возьмись берется совершенно определенный характер. Точно так же все мы рождаемся на свет с теми или иными стилистическими склонностями, но их обязательно надо развивать. Чтобы выработать в себе стиль, достойный называться стилем, необходимо тренировать и оттачивать заложенные от рождения задатки. А если этими дарами не пользоваться, то чувство стиля просто испарится и в результате вместо стиля у вас останется просто какая-то стилистическая каша.

Выработка индивидуального стиля — это тяжелый труд, пусть даже внешне и похожий на игру. Практиковаться во всем, что придется делать в жизни, нужно до тех пор, пока не внесешь что-то свое в общепринятую методику. Персональный стиль может начаться даже с ошибки. Допустив какой-нибудь ляп, можно заметить, что он очень неплохо выглядит или симпатично звучит, и понять, что, возможно, стоит продолжать двигаться в этом направлении. Когда есть стиль, манера речи обогащает язык и помогает выразить невыразимое. Когда есть стиль, манера одеваться становится еще одним штрихом в ландшафте цивилизации, и все твои привычки и черточки, ужимки и прыжки непременно помогут перевести всю эту стилистическую игру на новый, более высокий уровень. У кого-то выработать свой уникальный стиль получается, у кого-то — нет. Но когда чувство стиля все-таки просыпается и пускает корни, оно превращается в неотъемлемую часть нашего существа и начинает расти так же естественно, как, скажем, борода.

Стиль и мода противоположны по своей сути. Словарь определяет моду как «совокупность привычек и вкусов, господствующих в определенной среде в определенное — обычно недолгое — время». То есть мода — поверхностна и имитативна. Суть моды в том, чтобы принадлежать к группе, сливаться с толпой. Стиль же выделяет человека из толпы или привлекает внимание этой толпы. Истинный стиль идет изнутри, т. к. представляет собою видимую компоненту нашего характера и индивидуальности, компоненту, которую мы выставляем напоказ окружающему нас миру.

Суть стиля заключается в способности отличаться от других, быть уникальным и естественным. Настоящий стилист не знает покоя, ведь он слишком занят совершенствованием своего modus operandi и поисками способов применить его в своей работе. Да, стиль проявляется в том, как именно этот человек пишет картины, играет на виолончели или танцует на сцене, но точно так же он проявляется и в речи человека, и в его почерке, и даже в том, как у него получается завязать галстук. Чувство стиля — это даже не присутствие или отсутствие вкуса. Это эмоция спонтанная, ощущение, которое возникает, когда ты движешься по миру на ощупь. Мы упорно ищем его, а найдя, отдаем его обратно всему миру.

Leave a Reply

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*